Домой / Звезды / заведений. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений Ступени общения года до семи лет

заведений. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений Ступени общения года до семи лет

  • 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013. N 1155.
  • 2. Альбуханова-Славская, К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности / К.А. Альбуханова-Славская // Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. - М.: Наука, 1989. - с. 110-134
  • 3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2006. 127 с.
  • 4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.,2015.
  • 5. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста М.: Просвещение, 2007. 94 с.
  • 6. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи. М., 2014. 57 с.
  • 7. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека» М.: Педагогическое общество России, 2014. 234 с.
  • 8. Горностай, П.П.. Готовность личности к саморазвитию как психологическая проблема // Проблемы саморазвития личности: методология и практика: сб. науч. трудов. / П.П. Горностай. - М.: ИНИОН, 1990 г. - С. 126-138
  • 9. Губанова Н. Педагогические возможности игры - драматизации // Детский сад от А до Я. 2008. № 4. 28-35 с.
  • 10. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. 2009. № 2. 32-34 с.
  • 11. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. М.: АПН РСФСР, 2006.
  • 12. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником: Избранные психол. труды: В 2т. М.: Просвещение, 2016.
  • 13. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. СПб.: Речь, 2016. 144 с.
  • 14. Карпинская Н.С. Игра - драматизация детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2009. № 12. 17-22 с.
  • 15. Колесникова З. Игрушечный театр // Игра и дети.2007.№6. 13-15 с.
  • 16. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь, М.: Прайм-Еврознак, С.-Петербург, 2013.15-20 с.
  • 17. Корсини Р. Психологическая энциклопедия. 2-е изд., Питер, С.-Петербург, 2013. 56-60 с.
  • 18. Маслоу, А. Самоактуализация// Психология личности; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А. Апузырея. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - С.87-94.
  • 19. Менджерицкая Д.В. Творческие игры в детском саду. Минск, 2006. 203 с.
  • 20. Минаева В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека // Дошкольное воспитание.2016.№2. 13-20 с.
  • 21. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. Виноградова В.В. М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2013.
  • 22. Смирнова Е. Детская психология. М.:Владос, 2007. 368 с.
  • 23. Стрелкова Л.П. Диагностические и формирующие функции игры-драматизации. М.: АПН СССР, 2009. 96 с.
  • 24. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. М.:МПСИ, 2007. 142 с.

Аннотация к книге:

Предисловие ………………………………………………………………………………………………… 1

Чем отличается общение со сверстником от общения со взрослым …………….. 1

Как дети учат друг друга разговаривать ………………………………………………………… 3

О чем разговаривают дошкольники………………………………………………………………… 4

Игра и общение дошкольников …………………………………………………………………….. 7

Почему дети ссорятся!………………………………………………………………………………….. 8

О добрых дошкольниках…………………………………………………………………………………14

Как помочь ребенку стать добрым ………………………………………………………………. 17

Уроки сказки ……………………………………………………………………………………………….. 19

В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.

Очевидно, что общение ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к малышу, они окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая внимания на слезы. И все же общение,с другими детьми приносит дошкольнику ни с чем не сравнимое удовольствие. Начиная с 4-летнего возраста сверстник становится для ребенка более предпочитаемым и привлекательным партнером, чем взрослый. Если перед дошкольником стоит выбор - с кем играть или гулять: с приятелем или с мамой,- большинство детей сделают этот выбор в пользу сверстника.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКОМ ОТ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМ

Первая отличительная особенность контактов со сверстниками состоит в их особенно яркой эмоциональной насыщенности. Если со взрослым ребенок обычно разговаривает более или менее спокойно, без лишних экспрессии, то разговоры со сверстниками, как правило, сопровождаются резкими интонациями, криком, кривляньем, смехом и т. д. В общении дошкольников наблюдается почти в 10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений и подчеркнуто ярких выразительных интонаций, чем в общении ребенка и взрослого. Причем эти экспрессии выражают самые разные состояния - от ярко выраженного негодования ("Ты чего берешь?!") до бурной радости ("Смотри, что получилось!"). Эта повышенная эмоциональность отражает особую свободу, раскованность, так характерную для общения детей друг с другом.

Вторая особенность контактов дошкольников состоит в нестандартности детских высказываний, в отсутствии жестких норм и правил. Общаясь со взрослым, даже самый маленький ребенок придерживается определенных норм высказываний, общепринятых фраз и речевых оборотов. Разговаривая друг с другом, дети используют самые неожиданные, непредсказуемые слова, сочетания слов и звуков, фразы: они жужжат, трещат, передразнивают друг друга, придумывают новые названия знакомым предметам.

Как ни странно, такое кривлянье имеет большой психологический смысл. Если взрослый дает ребенку культурные нормы общения, учит говорить как надо, как все, то сверстник создает условия для самостоятельного творчества, для проявления индивидуальности. Самобытное, творческое начало ребенка раньше всего и лучше всего проявляется именно в общении со сверстником, когда ничто не сковывает и не тормозит активности, ничто не дает жестких образцов "как надо" и когда можно, не стесняясь, попробовать себя - на что я способен. И не случайно те виды деятельности, которые требуют проявления творческого начала - игра, фантазирование и т. д.,-- значительно чаще происходят вместе со сверстником. Но об этом мы поговорим дальше.

А сейчас о третьей отличительной особенности общения дошкольников. Она заключается в преобладании инициативных высказываний над ответными. В контактах со сверстником ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. Поэтому беседы, как правило, не получается: дети перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера.

Совсем по-другому ребенок воспринимает взрослого. Его инициативу и предложения малыш чаще всего поддерживает. Ребенок старается ответить на вопросы взрослого, продолжить начатый разговор, более или менее внимательно слушает рассказы и сообщения. Общаясь со взрослым, дошкольник скорее предпочитает слушать, чем говорить сам.

Четвертая отличительная особенность общения дошкольников состоит в том, что оно значительно богаче по своему назначению, функциям. Действия ребенка, направленные на сверстника, более многообразны, чем если бы Партнером был взрослый. Взрослый все время говорит, что хорошо, что плохо, как надо и как не надо делать, или рассказывает что-либо, т. е. ребенок от него ждет либо оценки своих действий, либо новой информации. Общение со сверстником значительно богаче: здесь и управление действиями партнера (показать, как можно и как нельзя делать), и контроль его действий (вовремя сделать замечание), и навязывание собственных образцов (заставить его сделать именно так), и совместная игра (вместе решить, как мы будем играть), и постоянное сравнивание с собой (я так могу; а ты?).

Общаясь со сверстником, ребенок может притворяться (т. е. делать вид), выражать обиду (нарочно не отвечать, не замечать), фантазировать (придумывать что-то необыкновенное, нереальное). Такое разнообразие отношений детей порождает разнообразие контактов и требует умения выразить словами свои желания, настроения, требования.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что и взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон личности ребенка. В общении со взрослым ребенок учится говорить и делать, как надо, слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстником - выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. Очевидно, что для нормального развития ребенку нужен не только взрослый, но и другие дети. Кроме того, многим вещам сверстник может научить гораздо лучше. Например, умению правильно говорить.

КАК ДЕТИ УЧАТ ДРУГ ДРУГА РАЗГОВАРИВАТЬ

Может ли ребенок, едва научившийся говорить и с трудом понимающий окружающих, способствовать речевому развитию своего сверстника? Оказывается, может. Наблюдения за общением детей со взрослыми и друг с другом показали, что речь ребенка, обращенная к сверстнику, является более связной, понятной, развернутой и лексически богатой (такая работа была проведена А. Э. Рейнстейн под руководством А. Г. Рузской). Именно общаясь со сверстником, ребенок расширяет свой словарный запас, пополняя его наречиями образа действия ("здорово", "плохо", "сильно",- "смело" и т. д.), прилагательными, передающими эмоциональное отношение ("красивый", "добрый", "вредный"), личными местоимениями ("они", "мы", "ты"). Именно общаясь со сверстником, дошкольник чаще использует разнообразные глагольные формы (повелительное и сослагательное наклонения, модальные глаголы, причастия). В разговорах со сверстником также впервые начинают появляться сложные предложения.

Но почему, общаясь друг с другом, дошкольники более полно и активно используют разнообразные речевые средства, нежели беседуя со взрослыми?

Дело в том, что ребенок является менее понятливым и чутким партнером, чем взрослый. Именно непонятливость сверстника, как ни странно, играет положительную роль в развитии речи детей. Общаясь со взрослым, малыш овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и словосочетания. Однако все эти усвоенные слова, выражения и правила могут остаться "в пассиве" и не использоваться ребенком в его повседневной жизни. Дошкольник может знать много слов, но не употреблять их, потому что в этом нет необходимости. Чтобы пассивные, потенциальные знания стали активными, нужна жизненная потребность в них. Эта потребность возникает у ребенка, когда он общается со сверстником.

Разговаривая со взрослым, ребенок не прикладывает особенных усилий для того, чтобы его поняли. Взрослый поймет его всегда, даже в том случае, если речь малыша не слишком понятна. Достаточно взглянуть на лицо ребенка, присмотреться к его выражению, прислушаться к интонации, вспомнить, чего он хотел вчера,- и все становится ясным.

Другое дело - сверстник. Он не будет пытаться угадать желания и настроения своего приятеля. Ему надо все четко и ясно сказать - чего ты хочешь, чем недоволен, что собираешься делать, во что любишь играть. А поскольку детям очень хочется общаться, они стараются более связно и четко выражать свои намерения, мысли, желания. Именно потребность быть понятым, услышанным, получить ответ делает речь дошкольников более связной, полной и понятной.

Связность произносимых слов и полнота грамматической формы высказывания - важное условие успешного общения детей. Дошкольники, плохо говорящие и не понимающие друг друга, не могут наладить интересную игру, содержательно общаться. Им становится скучно друг с другом, они вынуждены играть врозь, потому что говорить им не о чем. Исследования американских психологов показали, что опыт общения со сверстниками существенно отражается на речевом развитии детей. Дошкольники, не имеющие контактов со сверстниками, испытывали значительные трудности в общении с другими детьми, несмотря на активное желание поговорить с ними. Дети, привыкшие к обществу сверстников, были значительно разговорчивее и свободно беседовали с ними. Вот и получается, что, для того чтобы играть и общаться с другими детьми, нужно уметь разговаривать с ними, стараться, чтобы они поняли тебя.

"Как научить детей сотрудничать?" - это сборник психологических игр и упражнений. Он адресован психологам, педагогам и всем взрослым, которые думают о психическом здоровье детей, об их эмоциональном опыте, о необходимом каждому человеку умении строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе. Проведение подобных игр с детьми младшей школы способствует развитию их "эмоционального интеллекта" и помогает педагогу создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчив тем самым процесс совместного обучения.

Порой нам, взрослым, кажется, что развитие ребенка происходит как бы само собой: малыш растет, становится крепче, умнее, незаметно усваивает знания, навыки. Родители в общем представляют себе, в каком возрасте ребенок начинает ходить, говорить, когда у него появляются зубы и когда его можно отдавать в детский сад. На этих вехах в жизни малыша в основном и сосредоточено внимание родителей. Если ребенок развивается внешне благополучно, взрослые не задумываются о том, как это происходит. Ребенок ничем не отличается от сверстников, не доставляет лишних хлопот - и это главное. Но вот в какой – то момент мама замечает, что ее малыш стал плохо спать, вздрагивать от резких звуков, капризничать по любому поводу, грубить, проявлять равнодушие к окружающему, сторониться сверстников или, напротив, слишком агрессивно вести себя с ними. И тогда она начинает искать причину неблагополучия. Может быть, ребенок болен? Или в нем заговорила наследственность? А может быть все пройдет само собой и не стоит слишком беспокоиться?

Нет, беспокоиться нужно, так как гораздо легче устранить только намечающиеся отклонения в развитии, чем бороться с ними в последствии. А еще лучше, если родители уже до рождения ребенка постараются запастись не только пеленками, распашонками и детским питанием, но и необходимыми педагогическими и психологическими знаниями.

Наша книга посвящена той сфере жизни ребенка, которая определяет весь ход его психологического развития. Речь пойдет об общении малыша с окружающими людьми. Читая художественную литературу, содержащую биографические сведения, мы каждый раз убеждаемся в том, какое огромное значение для становления личности автора имело его общение с родными, атмосфера дома. Благополучие семейных отношений в его высоком духовном смысле служит барьером для проникновения в душу зла, лени, безразличия. А воспоминания о счастливых детских годах помогают устоять перед жизненными невзгодами….

Какими бывают эти воспоминания? Это может быть и тихий голос матери, поющий колыбельную песню, и ее ласковые руки, и задушевный разговор с отцом, и слезы, пролитые над любимой книгой, и терпеливое выхаживание птенца, выпавшего из гнезда родительского дома... И почти всегда они связаны с минутами душевной близости с окружающими людьми.

Но не у всех детские годы протекают благополучно. В них еще находится место и непониманию, и злу, которые могут ожесточить сердце, вызвать ответные недобрые чувства, растлить душу. Мно­гое здесь зависит от того, как складывается у ребенка общение со взрослыми с первых дней его жизни, как оно развивается по мере его взросления.

Слово «общение» говорит об общности, сопричастности людей. Это может быть и совместное дело, и тема разговора, и обмен мыслями по поводу какого-либо события. Если люди испытывают удовлетворение от общения, значит, оно состоялось. Но как часто собеседники расстаются непонятыми друг другом, разочарованными. По мере повторения неудачного опыта общения растет отчуждение людей. Такое отчуждение, разрыв взаимоотношений нередко возникает и между ребенком и взрослым.

Процесс общения протекает непросто. Наблюдая за ним, мы видим только внешнюю, поверхностную картину взаимодействия. Но за внешним лежит внутренний, невидимый, но очень важный слой общения: потребности и мотивы, т. е. то, что побуждает одного человека тянуться к другому и что он от него хочет. За тем или иным высказыванием, действием, обращенным к собеседнику, стоит особая потребность в общении. Только хорошо зная и понимая своего собеседника, можно построить истинное общение с ним, в противном случае создается лишь видимость его.

Возьмем, к примеру, детские вопросы, капризы или жалобы. Казалось бы, здесь все ясно: на вопросы нужно ответить, а капризы и жалобы не допустить. Но внимательное наблюдение показывает, что каждое из этих явлений вызывается разными причинами. Ребенок может задать вопрос из любознательности, но иногда он хочет просто обратить на себя внимание взрослого, которое гораздо важнее для него, чем ответ. Малыш капризничает, потому что устал или не знает, чем себя занять, а может быть, из-за того, что взрослый слишком ограничивает его стремление к самостоятельности. Ребенок жалуется на сверстника далеко не всегда из-за своей вредности, а зачастую потому, что через такой хитрый ход надеется получить похвалу от взрослого, которой ему так не хватает. Если взрослый не научится распознавать внутреннюю потребность, побуждающую ребенка вступать в общение, он не сможет понять его и правильно ответить на нее.

То же самое относится и к общению детей друг с другом. Многие конфликты сверстников связаны, прежде всего, с неумением встать на точку зрения другого, увидеть в нем личность, обладающую своими желаниями и потребностями. Неблагополучие в одной сфере общения может повлечь за собой неудачи в другой. Ведь обе они взаимосвязаны, хотя и развиваются по своим законам. Задача взрослого состоит в том, чтобы направлять их развитие в нужное русло. А для этого необходимо знать и общие закономерности развития общения, и их специфику в разных сферах.

Поскольку решающую роль в развитии ребенка играет его общение со взрослым, мы начинаем разговор именно с него.

С чего же начинается общение? Известно, что в первые две-три недели жизни ребенок не проявляет никакой инициативы по отношению к взрослому. Но, несмотря на это родители постоянно с ним разговаривают, ласкают, ловят его взгляд. Именно благодаря любви взрослых, которая выражается в таких простых действиях, ребенок в конце первого месяца жизни начинает сначала отвечать на них, а чуть позже и сам проявляет инициативу так называемым комплексом оживления. Младенец смотрит взрослому в глаза, улыбается, радостно гулит, размахивает ручками, выгибается всем тельцем, демонстрируя удовлетворение от его присутствия и привлекая к себе внимание.

Первое полугодие жизни ребенка представляет собой этап эмоционально-личностного общения с окружающими людьми, которое удовлетворяет его потребность во внимании и доброжелательности. Общение родителей с ребенком является выражением нежности и ласки. Значение этой первой формы общения трудно переоценить. Привязанность к взрослому, которая возникает у ребенка в первые месяцы, делает его чрезвычайно восприимчивым к общению. Взрослый, разговаривая с малышом, лаская его, воздействует на все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание. Ребенок, наблюдая за действиями взрослого, в дальнейшем стремится подражать ему. Только установив личностный контакт с ребенком, взрослый сможет влиять на его развитие. Так как эмоционально-личностное взаимодействие оказывает решающее влияние на формирование всех сторон психики младенца, этот этап общения получает статус ведущей деятельности ребенка первого полугодия жизни.

Эмоциональное общение ребенка со взрослым - необходимый период его жизни. Никакой, даже самый тщательный уход за малышом не может заменить ему этого общения. Отсутствие его серьезным образом сказывается на развитии ребенка: он растет вялым, безынициативным, его познавательная деятельность и речь отстают от нормальных показателей, возникают трудности в общении с окружающими. Если ребенок растет равнодушным, если взрослый не представляет для него объект привязанности, вряд ли последний станет для него авторитетом в дальнейшем. Ощущение же нужности другому, которое может появиться у ребенка только в личностном общении, - необходимое условие для возникновения чувства безопасности, повышенного жизненного тонуса, уверенности в себе.

При правильном воспитании к концу первого полугодия жизни ребенок начинает все больше интересоваться не только взрослым, но и окружающими предметами. Знакомство с игрушками, которые предлагают малышу родители, постепенно формирует манипулятивные действия, которые становятся ведущей деятельностью во втором полугодии жизни. Этот новый вид деятельности преобразует отношения ребенка со взрослым. Если вы возьмете на руки 10 - 11 - месячного малыша и попытаетесь вести себя с ним так же, как и 4 месяца назад, малыш начнет сопротивляться ласкам, будет привлекать ваше внимание к окружающим предметам. Это свидетельствует о том, что теперь общение с ребенком должно происходить иначе, так как изменилась потребность малыша. Конечно, внимание, ласковые прикосновения по-прежнему необходимы, но теперь они становятся лишь фоном, а на первый план выходят совместные предметные действия - произошла интересная метаморфоза: ребенку уже не нужно, чтобы его только гладили и ласкали. Он хочет играть. Эта перемена знаменует конец младенческого и начало раннего возраста.