Домой / Уход  / В Крыму прошел мордовский национальный праздник «Шумбрат! «Шумбрат» значит «здравствуйте»! Ульяновцы отметили национальный мордовский праздник В ночь под Новый год во многих сёлах жгли костры и прыгали через них. Этот обряд связывали с верой в очистительн

В Крыму прошел мордовский национальный праздник «Шумбрат! «Шумбрат» значит «здравствуйте»! Ульяновцы отметили национальный мордовский праздник В ночь под Новый год во многих сёлах жгли костры и прыгали через них. Этот обряд связывали с верой в очистительн

Праздник «Шумбрат, Мордовия!», посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства

Проведение праздника "Шумбрат, Мордовия! ", посвященного 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства

Цель мероприятия: -способствовать формированию у детей чувства любви, уважения к культуре мордовского народа;

Вызвать интерес детей к прошлому, истории своего края, познакомить с мордовским национальным костюмом, народными обрядами и традициями мордовского народа;

Формировать музыкально-слуховые представления, навыки интонирования мордовских народных песен и исполнения мордовских танцев;

Знакомство с особенностями национального характера мордовского народа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Матрена Садыкова
Праздник «Шумбрат, Мордовия!», посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства

Проведение праздника "Шумбрат, Мордовия! ", посвященного 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства

Цель мероприятия: -способствовать формированию у детей чувства любви, уважения к культуре мордовского народа;

Вызвать интерес детей к прошлому, истории своего края, познакомить с мордовским национальным костюмом, народными обрядами и традициями мордовского народа;

Формировать музыкально-слуховые представления, навыки интонирования мордовских народных песен и исполнения мордовских танцев;

Знакомство с особенностями национального характера мордовского народа.


Музыкальный праздник "Шумбрат, Мордовия! "

Музыкальный зал украшен национальным орнаментом, костюмами и предметами быта мордовского народа

Ведущий: Шумбратада кельгома инжихть! Шумбратада шабат! Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь на праздник, посвященный нашей республике, нашей малой Родине. Дети, скажите, как называется республика, в которой мы живем?

Дети: - Мордовия!

Ведущий: А как называется город, столица Мордовии?

Дети: - Саранск!

Ведущий: Правильно.

Ведущий. Ребята, а как называется город, в котором ты родился,

живешь, ходишь в школу?

Дети: -Рузаевка!

Ведущий: Правильно. Это и есть наша малая родина.

Ведущий:

Знаю, есть на земле города

Интересней, красивей, крупней,

Но связала судьбу навсегда

Я с Рузаевкой доброй своей.

1уч.

Здравствуй, Мордовия, здравствуй,

Славься, родная земля!

Щедрой Мордовии, светлой Мордовии

Добрая песня моя!

2уч.

Республика!

Твой гость - твой сын и брат

Его как друга чествуешь

«Шумбрат»-все вместе.

3уч.

Шумбрат! Шумбрат, Мордовия!

Гайняк! Гайняк, Мордовия!

Кельгома краеньке-най панжи маеньке

Мокшеэрзянь шачема-касома край!

Ведущ. Сейчас Мордовия – многонациональная гостеприимная республика. Все народы республики осознают, что основы их хорошей жизни в братской семье народов России.

4уч.

Земля моя! Мордовия родная!

Здесь родились мы, здесь живем

Твои богатства всюду прославляя

О красоте мордовской мы поем

5уч.

Здесь в Мордовии поля без края,

До небес богатые леса,

От весенних лучиков играя –

Зацвела Мордовская земля!

6уч.

Кругом звенят капели.

Ручьи поют, шумят.

О солнечной Мордовии

Ребята петь хотят.

Песня «Роман Аксясь»

Ведущий: В нашей республике живут люди разных национальностей: мордва, русские, татары, и другие, и все они живут очень дружно, как в одной семье.

7уч: Мордовия! Земля моя,

Отчизна роз и соловья.

Мордовия! Страна певцов,

Страна стихов и храбрецов!

8уч.

Здесь небо всюду ясное

И солнце горячей

Я знаю, нет прекраснее

Мордовии моей!

9уч. А как легко здесь дышится,

Какой простор лесной

Родные песни слышатся

Над Мокшей и Сурой.

10уч.

Наш край родной - мордовская земля,

Тебе все наши песни и стихи

И любим мы раздольные поля,

Суры и Мокши чистые пруды!

11уч.

Земли есть и красивей,

Мне не надо иной.

Ты ведь тоже Россия,

Край Мордовский мой!

12уч.

Выступать мы мастера.

Все мы русские и мордва.

Пели песни русские

Теперь поем мордовские.

Песня «Луганяса келунясь» - исполняют средняя группа

13уч.

Мордовия моя – леса и пашни,

Цветов и птиц привольная страна.

Ужели стороны родимой краше

На свете есть другая сторона?

14уч.

Времени счастливая пора

Реки дружбы - Мокша и Сура!

Чтоб звенели песнями слова

Породнились с русскими мордва!

15уч.

Етась тялось сась тундась

Ванды ули мазы майсь

Сембе нармоттне сайхть меки,

Конат тушендсть лямбе крайс.

Песня «Нармоннятне лиеда»

Ведущий: Родина! Какое слово! Могучее слово! От этого слова веет земляникой, припеченной солнцем, и речкой журчащей по камушкам, и сеном, и хлебом, весною,

которая начинается с треска набухающих почек.

16уч.

Мордовия! Зову тебя я милой

И самой дорогою стороной,

Ведь ты меня вспоила и вскормила

И мне земли не надобно иной.

17уч.

Ни с чем ты несравнимая

Пленяешь красотой,

Земля моя любимая

Горжусь твоей судьбой.

18уч.

Во Франции, в Италии

В Америке –везде!

Мордовские матрешки

В большой, большой цене.

19уч. Мордовские умельцы

Те чудеса творят,

О деревянных куклах

повсюду говорят.

Песня «Матрешки»

Ведущий.

На мордовских посиделках

Наши бабушки давно

Пели песни и плясали,

Ткали тонкое сукно.

Дружно ткали, вышивали,

Поиграть не забывали.

Ребята! Сегодня мы поиграем в мордовскую игру «Ацинят, ацинят» («Ладушки, ладушки»)

Ацинят, ацинят

Сараз вацихть кяднянза

Эшиняса штазень (моем в речке)

Парьхциняса нардазень (вытираем руки)

Проводим пальчиковую гимнастику для рук: Тя сурнесь –бабаце

Тя сурнесь –атяце, тя сурнесь-аляце,

Тя сурнесь –тятяце, тя сурнесь - монць!

Ведущий.

В России, средь березовых просторов,

Полянка есть - Мордовия моя!

Она, как песня матери, с которой

За горы уходил и за моря.

На той полянке город есть красивый,

Кормилец мой и вдохновитель мой.

Над Мокшею там наклонились ивы,

Такие же, как рядом над Окой.

Волну к волне соединяют реки:

И вот уже журчит одна струя.

Мордовия! Любимая навеки!

Моя полянка - сторона моя.

Песня «Шачем крайняй» - исполняет Балясникова Настя

Ребенок:

Цветут сады, горят Рузаевские огни,

И мирный день шагает по планете.

Сегодня праздник, радостный такой:

Танцуйте, пойте, веселитесь дети!

Танец «Сударушка»

Ведущий:

Наша республика богата лесами, где живут звери, растут ягоды и грибы. А какие прекрасные луга, где растет сочная трава, цветут красивые цветы, жужжат пчелы, стрекочут кузнечики, а какие вкусные Красносельцоские, Арх-Голицинские, и Левженские яблоки, ягоды и фрукты.

Ведущий: А сейчас, ребята, отгадайте загадки.

1. Не дерево, а с листочками. Аф шуфта, а лопав,

Не рубашка, а сшита. Аф панар, а стаф,

Не человек, а разговаривает. Аф ломань а корхтай (книгась)

/книга/.

2. Поле белое Паксясь акша

Семена черные. Видьмотне равчт.

Кто умеет сеять, Кие машты видемост,

Тот умеет собирать ся машты кочкамост

(Чтение книги) (книгань лувомась)

Ведущий.

А сейчас послушаем пословицы – валмуворкст

Ялгатне содавихть зиянцта - Друзья познаются в беде.

Виде кись инь нюрьхкяняс - Правдивая дорога самая короткая.

Шачема вастфтома ломанць, кода пизофтома - Без родного места, человек как без гнезда.

Шачема вастта питни мезьге аш - Дороже родного места – ничего нет.

Эсь кудсот стенатневок лездыхть - В своем доме и стены помогают.

Ведущий: В старину, да и сейчас, и русские, и мордва очень любили веселиться. На всех праздниках они пели свои национальные песни.

Песня «Лайме порась»

Ведущий: Прощаясь, мне бы очень хотелось пожелать вам:

«Пусть город начинается с тебя,

В его объятья ты на свет родился

В народе говорят совсем не зря:

Где ты родился, там и пригодился!

Средь дочерей и славных сыновей

Учись, взрослей и силы набирайся,

И стань хозяином Рузаевки своей.

И в реку жизни ручейком вливайся! »

Ведущий. И закончить наш праздник, я бы хотела такими словами: «Наш мордовский народ очень гостеприимный, и встречая своих гостей, он всегда угощает мордовскими блинами и мордовским напитком –позой»

Озак, озак, сими шову поза, ярхцак суронь пачат

Сяда мялезд ладят.


В минувшие выходные в Петровском районе Саратовской области состоялся национальный праздник мордовской культуры «Шумбрат, ялгат!» (эта фраза переводится на русский язык как «Здравствуйте, друзья!»). Фестиваль проходил в селе Оркино, расположенном в 80 км от Саратова. Стоит отметить, что подобное мероприятие отмечали здесь 15 лет назад.

К сожалению, ямы на дороге, идущей от трассы к селу, все же не были заделаны. ООО «Дорожник», которое выиграло конкурс на проведение работ, не прислушалось к рекомендациям «Дорожного контроля», которые были даны незадолго до проведения фестиваля. Тогда руководитель проекта Вадим Рогожин с подрядчиком осмотрели дорогу, и обнаружили на отремонтированном полотне новые ямы, они так и не были заделаны. Это же касается дороги, проходящей через центр села Озерки, то ее можно было заодно полностью залатать, а не только тот участочек, который прилегает к дороге на Оркино. На главной дороге в Озерки так и остались гигантские ямы. Озерковцы, к сожалению, не имеют достопримечательностей, куда можно было бы свозить губернатора.

В этом году селу Оркино исполнилось 305 лет. Первыми его жителями была мордва (переселенцы из пензенских сел Мачим, Ишим и Садовка) и русские. Названий у населенного пункта тоже два - мордовское Оркино (от имени первого жителя Орки Костанова) и русское Кучугуры (песчаные бугры).

«Если говорить о том, сколько тут прописано людей, то больше 700 человек значится, а если хотите знать, сколько на самом деле сегодня тут проживают, то человек 250-300 примерно», - рассказали корреспонденту «Четвертой Власти» местные жители.

На площади рядом с Центром мордовской национальной культуры, в котором на днях закончится капительный ремонт и реконструкция, расположились мордовские подворья Базарно-Карабулакского, Балтайского, Новобурасского, Советского, Татищевского, Хвалынского и Энгельсского районов. На них мастера декоративно-прикладного искусства демонстрировали гостям праздника свое искусство - вышивали картины бисером, плели узоры и скручивали из платочков поделки, напоминающие куколок. Здесь же были представлены работы гончаров, резьба по дереву, вязание, вышивка, изделия из шерсти. Посетителям рассказывали, как играли мордовские свадьбы. Всем желающим предлагали отведать блюда национальной кухни - полакомиться пшенной кашей, медом, мясными блюдами, пирогами, попить кваса и родниковой воды из местных источников.

Вблизи была разбита большая игровая площадка, на которой молодежь мерялась силой в национальной борьбе, метании мяча, перетягивании каната и других умениях. Всех их встречал распорядитель игр - Тюштя - который рассказывал ребятам правила соревнований.

Праздник посетили губернатор Саратовской области Валерий Радаев , сенатор Сергей Аренин (мордвин по национальности), члены правительства, депутаты облдумы от Петровского округа с председателем Иваном Кузьминым , главы районов, представители научного и культурного сообщества региона. На праздник также приехали гости из Мордовии во главе с первым замминистра культуры республики Александром Карьгиным .

На каждом из подворий главу региона и других высоких гостей угощали хлебом-солью, встречали национальными песнями и танцами, рассказывали о местных достопримечательностях.

После этого гости праздника перешли в дом культуры, который переделали под центр мордовской культуры. Местные активисты - Сергей Алпатов с супругой - показали губернатору на красочной схеме разработанные туристические маршруты по местным достопримечательностям. По их словам, такие туры позволили бы открыть для посетителей уникальную местную природу и познакомить их с культурой села.

К примеру, Сергей, который руководит культурным учреждением, предложил поставить на гористом месте смотровую вышку. Он напомнил, что в селе есть старинная мельница, а в расположенное неподалеку село Лох можно было бы проложить конный маршрут для туристов.

Валерий Радаев согласился с тем, что у Оркино должна быть своя «изюминка».

«Не нужно повторять ни Саратов, ни Пензу, ни Саранск. Надо жить своим колоритом, чтобы люди сюда приезжали так, как сегодня, на праздник. Главное, чтобы в селе были такие подвижники, как семья Алпатовых», - поделился губернатор.

После чего сельский глава Александр Кузнецов показал Радаеву местный музей, который был организован по инициативе сельчанина около 20 лет назад. В нем представлены предметы мордовского быта, начиная с XVIII века. По словам Кузнецова, начинался музей с библиотеки, а потом перерос в собрание редких национальных предметов. Среди них много таких вещей, которые вряд ли знакомы современному посетителю. Передавали их жители Оркина и соседних сел, некоторые экспонаты были привезены сюда из Мордовии.

Так, например, сенатору Аренину очень понравилась соха. Он даже изобразил, будто идет вслед за ней и взрыхляет землю.

«Вот так идешь соток 40-50, вспотеешь весь», - рассказал он журналистам, вспомнив о своем детстве.

Сам же директор музея снял со стены коллекционные музыкальные инструменты и сыграл на них для губернатора и гостей.

Затем для зрителей начался праздничный концерт в национальном стиле. В самом его начале Мать земли мордовской Масторава и ее сестры - Витява, Боровава, Микшава, Бармоава, Булава и Вирява - позвали участников фестиваля танцевать в хороводе. Затем на сцене выступили фольклорные коллективы «Умарина», «Сударушка» и гордость села «Кучугуры» (которому недавно исполнилось 20 лет), они спели для собравшихся на мордовском и русском языках.

Валерий Радаев сообщил присутствующим, что его в очередной раз поразил народный музей при Центре мордовской национальной культуры.

«Далеко не в каждом районе такой есть. И еще хочу сказать спасибо Александру Кузнецову, который помог организовать такой замечательный фестиваль. Такие подвижники, как он, не только сохраняют память и традиции, но и заражают своей энергией молодежь», - признался глава региона и вручил председателю села областной орден «За любовь к родной земле».

По его словам, главная цель таких мероприятий - в общении, в знакомстве с традициями живущих по соседству народов. «Люди приедут, вспомнят язык, традиции. К примеру, сегодня настоящая мордва у нас побывала, исконная», - отметил Радаев.

Кульминацией праздника стало зажжение родовой свечи-штатола. По древней традиции, огонь у мордовского народа символизирует плодородие, очищение и счастье, это также символ поклонения предкам и единения народностей. Приняв его от артистки, изображавшей Мастораву, Александр Кузнецов бережно донес его до большой символической свечи возле сцены и зажег ее.

Он напомнил, что Оркино - уникальное старинное мордовское село, которое встречало знаменитого бунтовщика Емельяна Пугачева , его жители участвовали в Отечественной войне 1812 года и других важных исторических событиях.

Завершился праздник символическим наряжанием березки - артисты на сцене пожелали, чтобы следующий фестиваль прошел так же весело и собрал немало гостей. При этом после каждой фразы на дерево прицепляли разноцветные ленточки.

САБАНТУЙ

Сабантуй или праздник плуга имеет древние корни. Это народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир. Похожие торжества проходят и у других национальностей - чувашей, мордвы, марийцев, удмуртов. Однако у всех свои особенности.

Традиционный Сабантуй тесно связан с трудом. После удачного сева хлеборобы устраивают себе отдых, собираются вместе и отмечают окончание весенних посевных работ. В этом празднике переплетаются радость от удачного труда и надежда на хороший урожай, общение с расцветающей природой и удальство джигитов.

Первоначальная цель этого обряда заключалась в задабривании духов плодородия, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же - в честь их окончания (в июне).

Традиционно перед Сабантуем выделялись сборщики подарков, которые на подводах объезжали дома, в первую очередь те, где были невесты. Оттуда сборщики выносили расшитые полотенца, платки, домотканые ковры-паласы. Разноцветные легкие подарки привязывали к длинным шестам, а большие вещи укладывали на телеги, и окруженная шумной веселой толпой процессия шла по деревне.

Веселые сабантуи проводятся и сейчас. Чаще всего для их проведения выбирается поле или луг. Торжество длится целый день, но главное в Сабантуе - состязания. Здесь молодые джигиты показывают свою силу и ловкость. Каждая национальная борьба имеет свои особенности. В башкирской, например, противники обвивают друг друга кушаками и, притянув противника к себе, пытаются перебросить его через голову.

Сегодня Сабантуй является международным национальным татарским торжеством, он стал государственным в Татарстане, федеральным праздником в России и официальным городским во многих городах мира. Кроме того, по инициативе местных татарских общин, сабантуи проводились в частном порядке в таких городах, как Вашингтон, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Берлин, Ташкент, Монреаль, Торонто, Прага, Стамбул и других.

АКАТУЙ

Акатуй - один из самых важных национальных праздников чувашского народа, посвященный окончанию весенних полевых работ. Так же, как и Сабантуй, этот обряд воспитывает любовь к родной земле и нелегкому крестьянскому труду. Главными персонажами на символической «свадьбе» - соха и земля, «повенчавшиеся» во время весенней страды. Издревле чуваши в этот день собирались для того, что поздравить друг друга с приходом лета, встать в общий хоровод и спеть любимые песни. Мужчины устраивали спортивные соревнования: борьбу на поясах, бег, скачки. В день Акатуя готовили национальные блюда - пиво, творожную запеканку чакат и национальный суп шурпе. Обильное угощение должно было способствовать такому же урожаю хлеба.

Для завершения ритуальной части праздника каждая семья выходила в поле. С собой брали каравай пшеничного хлеба, круг сыра, яйца, пшеничные или ячменные колобки, пироги. В поле читали молитву, каждый из присутствующих в честь духов земли отливал несколько капель пива и разбрасывал крошки хлеба и сыра. Все верили в силу обряда, думали, что таким образом можно повлиять на будущий урожай. Вечером молодежь разъезжала по деревне с длинным шестом, к которому молодушки привязывали свои лучшие вышитые полотенца и тканые пояса. Главным событием вечера становились состязания - бег, скачки, прыжки, стрельба из лука. Самым популярным видом соревнования является борьба на поясах, как и у татар.

ШУМБРАТ

Шумбрат - праздник молодой, его отмечают в России около 20 лет. В Мордовии это слово означает приветствие - «здравствуйте». Праздник, по этимологии похожий на татарский Сабантуй и чувашский Акатуй, есть в календаре мордвы - это праздник меда балтай. Однако сейчас повсеместно отмечают Шумбрат.

Главная идея этого узаконенного фестиваля - сохранение национальной культуры, народных традиций, развитие самодеятельного художественного творчества.

Ульяновский Шумбрат уже в третий раз собирает представителей мордовского народа со всей страны. Идея его возникновения появилась в 2012 году на форуме «Все мы — Россия» в Саранске в рамках празднования тысячелетия единения мордвы с народами Российского государства. Праздник проходит ежегодно во всех регионах нашей страны с компактным проживанием мордвы.
Фестиваль Шумбрат направлен на укрепление не только культурных связей с Республикой Мордовией, но и национальных традиций народа, проживающего в нашем регионе.

Из года в год пришедшие на праздник становятся гостями мордовских подворий, участвуют в конкурсе «Играй гармонь» и в выставке изделий народных мастеров. Важными составляющими фестиваля становятся соревнования по национальным видам спорта, мастер-классы по народным ремеслам, а также конкурсы чтецов.

В отличие от традиционных Сабантуя и Акатуя, в этом празднике главное - не спортивные достижения, и он не имеет прямого отношение к крестьянскому календарю. Это искусственно созданный праздник, возникший как повод для гордости мордовского народа.

С мордовского языка слово «шумбрат» можно перевести как «здравствуйте». В этот день его слышно повсюду: «Шумбрат, вам гости!», «Шумбрат! Мира и здоровья!».

Мы рады, что вот уже шестой год наш национальный праздник проходит в Москве. Ежегодно нашими гостями становятся от пяти до десяти тысяч горожан. Все они имеют возможность познакомиться с культурой Республики Мордовия через песни, костюмы, музыку и творчество, - сказал исполнительный директор МРОО «Мордовское землячество» Олег Ишуткин.

И вот площадь перед сценой парка начинает заполняться людьми. Они с интересом разглядывают прилавки с традиционными сувенирами и лакомствами. Чего тут только нет! И резные игрушки из дерева, колотушки, свистки, расшитые яркими нитями и бусинами фартуки, украшения.

Тут на середину площадки выходят нарядные женщины и мужчины с музыкальными инструментами - гармошкой и бубном. Они начинают петь веселые частушки и приглашают гостей потанцевать. Особо оценили развлечение дети - они присоединяются к артистам, хлопают в ладоши и улыбаются.

Вот гуляли по парку с внучкой и решили посмотреть, что тут за праздник такой интересный. Очень красиво и интересно! Правда, у нас по графику тихий час, но внучка не хочет уходить, видимо придется перенести, - рассказывает посетительница парка Тамара Ермакова.

Главное - гармошка

Конечно, ни один «Шумбрат», да и любой мордовский праздник, не обходится без песен, музыки и танцев.

Вокруг все чаще мелькают женщины в национальных костюмах - с разноцветными фартуками и богато украшенными головными уборами. На сцену начинают выходить различные коллективы, чтобы поприветствовать гостей и спеть для них традиционные и любимые песни.

Антонина Артюхина рассказала, что мордовцы любят устраивать шумные праздники.

Мордовский народ любит встречаться, иногда даже повод не нужен! Каждый праздник наполнен песнями и танцами, а самое главное - звуками гармошки. Могу сказать, что это наш самый главный музыкальный инструмент, - с улыбкой говорит Антонина.

Разнообразие нарядов

Наряды Мордовских народов отличаются большим разнообразием и богатым декором. Каждая женщина имеет повседневный и праздничный костюм.

Наряды для особых случаев обильно украшены разноцветной вышивкой. Основой праздничного убранства служит «панар» - удобная рубаха без воротника, сверху которой надеваются пояса, набедренные украшения и передники. Важную роль играют и украшения.

Испокон веков в деревнях плетут украшения из бисера, также создаются монисто - ожерелье из монет. Главное - ярко! Чем больше монист и бус, тем богаче женщина, - отмечает участница ансамбля «Колопинские голоса» Нина Гутарева, одетая в фиолетовую рубаху с зеленым передником, - Для нас этот праздник значит радость, объединение. Это возможность встретиться с земляками и познакомить другие народы со своими традициями.

«Шумбрат» объединяет

Помимо мордовских коллективов, праздник посетили и представители другого народа - татар. Коллектив татарского культурного центра Москвы «Мирас» отметил, что такие праздники служат объединению народов.

Самое главное - чтобы стремились объединяться. Народы объединяет культура. Чем больше у нас будет таких праздников, тем лучше, - сказала Танизя Кармышева.

Почетными гостями мероприятия стали уроженцы Мордовии, российские легкоатлеты Денис Нижегородов , двукратный призер Олимпийских игр, чемпион мира, и Ирина Станкина , заслуженный мастер спорта России, чемпионка мира по легкой атлетике.

А между тем, все больше горожан приходит посмотреть на выступления коллективов, сфотографироваться с нарядными артистами, попробовать блюда национальной кухни и получить особый подарок от мордовцев - искреннюю радость и улыбки.

В этом году гостями мероприятия стали москвичи и представители мордовского народа из Оренбурга, Пензы, Самары, Нижнего Новгорода, Темниковского, Ардатовского, Чамзинского районов Республики Мордовия.

Со сцены всех собравшихся поприветствовал заместитель руководителя Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Иван Петров. «Этот прекрасный праздник проходит в Москве 7-й раз и это уже стало доброй традицией для всех москвичей. Сегодня здесь все имеют замечательную возможность прикоснуться к удивительной культуре мордовского народа», — отметил он. Иван Петров также пожелал участникам и гостям праздника отличного настроения, ярких впечатлений от мероприятия и зачитал приветствие Мэра Москвы Сергея Собянина, в котором градоначальник выразил уверенность в том, что праздник «Шумбрат» пройдет в атмосфере сердечного тепла, поможет найти новых друзей и станет украшением культурной жизни многонациональной Москвы.

Виктор Гришин, руководитель Межрегиональной общественной организации «Мордовское землячество», ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова также поздравил собравшихся на праздник земляков и москвичей, отметив, что этот день всегда наполнен радостными встречами. «На самом деле мы получаем удовольствие не только от встреч — к нам приезжают замечательные артисты, мы здесь слушаем прекрасные песни, смотрим прекрасные танцы — для нас важно, что и москвичи здесь присутствуют и видят культурные и другие достижения республики», — отметил он. Виктор Гришин также выразил благодарность руководству Республики Мордовия и Правительству Москвы за содействие в организации праздника.

Также с приветственными словами к жителям столицы обратились: Высокопреосвященнейший Зиновий, митрополит Саранский и Мордовский, заместитель Министра культуры, национальной политики, туризма и архивного дела Республики Мордовия Чебаков Александр Александрович, директор Поволжского центра культур финно-угорских народов Акашкина Раиса Ивановна.




В концертной программе праздника приняли участие профессиональные и самодеятельные артисты Республики Мордовия и мордовского землячества города Москвы: Народная артистка Республики Мордовия, Заслуженная артистка России Юлия Учватова, Заслуженный артист Республики Мордовия, солист московского театра оперетты Валерий Исляйкин, Заслуженная артистка Республики Мордовия Вера Каяцкая, группа «Садко», Фольклорные коллективы «Азорава», «Эх, Мордовочки», «Бояраваня», «Колопинские голоса», «Эрзянь вайгель». Особыми гостями праздника стали представители татарского культурного центра — национальный вокальный ансамбль «Татарские напевы» и фольклорный коллектив «Лаймоня» из Темниковского района Республики Мордовия. От души повеселил гостей праздника коллектив гармонистов под руководством Заслуженного артиста Республики Мордовия Батанова Петра Ивановича.

Кульминацией праздника стал Флешмоб «Я танцую по-мордовски». Все гости в едином хороводе закружились в национальном танце.

Также были организованы мастер-классы по гончарному искусству, бисероплетению, плетению мордовских поясов (килькшт) на ткацком станке, резьбе по дереву (Тавлинская школа резьбы по дереву) и многое другое.

В торгово-ярморочных рядах можно было приобрести домашнюю выпечку, блины, плов, шашлыки, мордовский мед. Товаропроизводители Мордовии представили свою продукцию: сыры, колбасу, кондитерские изделия и другие товары. Желающие смогли приобрести национальные сувениры, изделия народных художественных промыслов.

Праздник «Шумбрат» дал прекрасную возможность поближе познакомиться с искусством и бытом мордовского народа, его обычаями, национальной кухней, костюмами, и в целом — поистине был пропитан любовью людей друг другу.