Домой / Маникюр / Шарнирная кукла мк. Как делаются шарнирные куклы своими руками. Что это за куколка

Шарнирная кукла мк. Как делаются шарнирные куклы своими руками. Что это за куколка


Отличительной особенностью шарнирной куклы является подвижность суставов, что позволяет ей принимать любую позу. Создание куклы на шарнирах своими руками - настоящее искусство, обратной стороной которого является многочасовая кропотливая работа.

Индийская мастер литья Эстер Маркер продвигает технологию изготовления шарнирных кукол без обжига из литьевого пластика Flumo. Этот же способ использует отечественная мастерица Ольга Баскакова. А вот другая наша соотечественница, живущая в Канаде Марина Бычкова, предпочитает традиционную технику создания кукол с обжигом в печи.

Авторские куклы Бычковой считаются одними из самых дорогих в мире - стоимость одного экземпляра может доходить до 50 тыс у.е., самые дорогие уходят с аукционов. Серийные куклы, выпускаемые различными брендами, стоят на порядок дешевле, но тоже далеко не бюджетно - от 400 до 1000 у.е.

Основными этапами работы (каждый из которых занимает от нескольких часов до нескольких дней) являются:

  • выполнение эскиза;
  • изготовление черновой модели из пластилина;
  • создание форм для литья из глины или гипса (молдов);
  • заливка пластика в молды и создание деталей будущей куклы;
  • ошкуривание и шлифовка деталей;
  • обжиг деталей в печи (некоторые виды литьевого пластика не требуют обжига);
  • сборка куклы (установка шарниров и крючков);
  • роспись изделия;
  • финальные штрихи (одежда, парик, подставка).

С чего начинать работу?

«Рождение» авторской шарнирной куклы начинается с лепки пластилиновой модели. Несмотря на кажущуюся простоту, многие начинающие мастера застревают уже на этом этапе, поскольку вылепить своими руками из пластилина фигуру с симметричными пропорциями - довольно сложная задача.

Опытные мастера, знакомые с нормами анатомии, рисуют эскизы, по которым лепят черновые модели. Новичкам же проще использовать готовый исходник, с которым придется повозиться, но гарантированно получить одинаковые детали.

Поэтому, например, кукольных дел мастер Ольга Баскакова делает шарнирные куклы своими руками на основе кукол Барби с барахолки, разбирая их на составные части. При этом изделия Баскаковой не являются бутлегами (копиями игрушек известных брендов, в данном случае - Barbie™). Шарнирные изделия отличаются от исходников как небо и земля.

Работа мастера начинается с разборки куклы на запчасти с помощью маникюрного скальпеля. На этом этапе из частей тела куклы удаляются крепежные штырьки, которые соединяют фрагменты между собой (штырьки легко срезаются острыми ножницами). Кисти и ступни обязательно отделяются от предплечий и голеней для последующего соединения шарнирным креплением.

Изготовление черновой модели из пластилина

На этом этапе требуется воссоздать все детали исходника, но с отверстиями для шарниров. Ольга Баскакова использует для создания черновых форм скульптурный пластилин. Этот этап - самый долгоиграющий, он состоит из таких шагов:

  • Изготовление формы (молда). Кусок пластилина с деталью (удобнее всего делать их прямоугольными) ставится на пластилиновую лепешку, края которой загибаются. Получается квадратная форма, внутри которой покоится утопленный в пластилин фрагмент куклы.
  • Заливка форм гипсовым раствором. После застывания пластилин снимается и получается гипсовая платформа, внутри которой «замурована» деталь от Барби. Чтобы изготовить вторую часть молда, нужно поместить платформу с деталью на пластилиновую лепешку, загнуть края и снова залить гипсом. Таким образом у нас получится 2 одинаковые платформы (одна полая, внутри второй деталь от куклы, которую уже можно убирать).

Затем можно перейти непосредственно к созданию черновой формы:

  • выстлать матрицу пищевой пленкой и заполнить пластилином;
  • пластилин разровнять и, аккуратно потянув за пленку, извлечь заготовку. Каждая из заготовок будет половинкой определенной детали будущей куклы.

Половинки соединяются между собой. Таким образом воссоздаются все детали куклы Барби из пластилина. Теперь нужно сделать черновые шарниры из пластилина или полимерной глины (Баскакова использует глину «цернит») и соединить подвижные детали между собой. На этом этапе места установки шарниров в деталях расширяются. Если сравнить пластилиновые части куклы с фрагментами Барби — исходника, они будут отличаться как раз в местах соединения.

Черновая модель не одноразовая, на ее основе можно сделать своими руками множество шарнирных кукол.

Как выполняется литье?

Следующий шаг - отливка фрагментов будущей куклы из литьевого пластика. Хорош пластик Modeling Cast, но существуют и другие разновидности материала (напр. Flumo, LaDoll). Для этого необходимо сделать гипсовые молды на основе наших пластилиновых деталей вышеописанным способом.

При создании молдов в них вырезается литник - небольшой канал, по которому в полость формы будет заливаться пластик. После застывания пластика части молда разъединяются и получается цельная деталь.

На видео показан процесс формирования головы и тела куклы без использования форм:

Обработка готовых деталей и установка шарниров

Следующий этап - шлифовка деталей. Нежная фарфоровая фактура, за которую так ценятся шарнирные куклы, достигается скрупулезной шлифовкой каждого фрагмента. Мастера используют маникюрную фризу и мелкоабразивную наждачную бумагу.

Затем необходимо установить шарниры. Найти шарниры - не проблема, они в изобилии продаются в магазинах хенд-мейда. Некоторые мастера предпочитают делать их самостоятельно, из полимерной глины. Главное, чтобы цвет их по максимуму совпадал с цветом самой куклы. В шарнирах выпиливаются отверстия под резинки, затем производится черновая сборка куклы с резинками и крючками.

Наводим красоту

Теперь пора приступать к наведению внешнего лоска, т.е. грунтовке и покраске деталей . Большинство мастеров в качестве базы используют акриловые красители, а финальные штрихи наносят пастелью. После раскрашивания детали обрабатываются лаком.

Особое внимание уделяют росписи лица. Мастер Ольга Баскакова в совершенстве владеет искусством передачи настроений своим изделиям: ее куклы бывают веселыми, грустными, задумчивыми. Новичкам в росписи, дабы не испортить изделие, лучше срисовать лицо куклы с понравившегося исходника.

Завершающие штрихи - наряд куклы и ее парик. Если у вас получилось сделать своими руками шарнирную куклу, сшить наряд по своему вкусу труда не составит. Парик можно позаимствовать у той же куклы Барби или сделать самостоятельно из любого материала, хоть отдаленно напоминающего волосы.

Итак, вам всегда нравилось что-нибудь моделировать, и вы с восторгом смотрите на утонченных кукол, стоящих на полках магазина? А знаете ли вы, что делаются шарнирные весьма просто, а результат чаще всего превосходит прилавочный товар? Однако стоит учесть, что занятие требует терпения и усидчивости. В таком случае итог работы порадует вас и ваших близких. У вас будет собственная прекрасная кукла, которая будет оригинальна и неповторима.

Шарнирные куклы: изготовление

Прежде всего, выбираем материал для работы. Им будет пластик для моделирования, который можно приобрести в специализированном магазине. Делаем основу-туловище из обычной фольги и оборачиваем ее пищевой пленкой - это наш каркас. Точно так же делаем и остальные части тела куклы. После того как наш пластик затвердеет, вытаскиваем фольгу из куклы. Таким образом, мы экономим материал.

Далее поработаем над детализацией: руки и ноги разрезаем на три части. К бедрам приделываем шарниры. Эти детали должны иметь идеальную сферическую форму.
складываем в правильном порядке, делаем небольшие отверстия для нитки.
Лепим ступни и Для основы в пальцах используем проволоку.

Гладкость и безупречность кожи - вот основная изюминка, которой могут «похвастаться» шарнирные куклы. Своими руками нужно отполировать все тело, используя для этого мягкую ткань. На голове куклы делаем небольшое углубление, куда потом будут крепиться волосы. Особое внимание уделяем тем местам, где держатся шарниры. Если оставить поверхность шершавой, то эти детали впоследствии будут ее царапать.

Собираем все части куклы воедино, проверяем, чтобы они идеально подходили друг другу. Далее грунтуем части тела. Используем и лак на основе акрила. Сами детали раскрашиваем акриловым декоративным покрытием. Чтобы работать было удобнее, насаживаем детали на трубочки для коктейля. После грунтовки и полного высыхания растираем сухую розовую пастель и слегка очерчиваем ей выпуклости на теле нашей куклы. После покрываем лаком. Можно использовать шелковисто-глянцевый, а можно - матовый.

Теперь начинается самая интересная часть - раскрашиваем лицо куклы. Не забудьте выделить глаза. Для этого можно использовать которые крепятся на супер клей. Чтобы закрепить волосы, используйте зубочистку, дабы не испачкать руки. Волосы крепим в выемку, сделанную заранее на голове.

Собираем все части куклы вместе. В ступнях и кистях проделываем небольшие отверстия, куда вставляем гибкую проволоку. За нее цепляем резинку. Одну используем, чтобы соединить руки и ноги воедино, а вторую - чтобы соединить голову и грудь. Резинки связываем плотно между собой. Итак, вы убедились, что шарнирные куклы BJD не такое уж сложное занятие. Главное - проявить свою фантазию и задаться целью довести дело до конца. В таком случае ваша поделка будет достойна самых ярких аплодисментов.

Шарнирные куклы своими руками являются своего рода эксклюзивом, поэтому широко пользуются спросом по всему миру. Создавая свою модель, вложите в нее как можно больше индивидуальности, никогда не бойтесь экспериментировать. А вдохновение черпайте из лиц танцовщиц и актрис. Стоит предупредить, что шарнирные куклы своими руками стоит начинать делать после того, как вы создадите несколько анатомических эскизов вашей куклы в полный рост.

В изготовлении шарнирной куклы огромную роль играет чертёж. Вопреки расхожему мнению, именно чертёж позволяет избежать самых распространённых ошибок конструкции куклы, воссоздать устойчивость, прекрасную подвижность и до мелочей продумать шарниры.

Чертёж это документ, это ваш личный проект. К нему нужно относится серьёзно. Бумагу нужно взять миллиметровую или на худой конец в клетку . Простые листы ни в коем случае не подойдут. При этом лист в клетку по размеру лучше брать А4 минимум. Новичку будет невозможно создать миниатюрную куклу - у миниатюрной куклы свои нюансы.

Нам потребуется:

Циркуль (или шаблоны кругов)

Линейка

Все ровные линии и шарниры от руки мы не рисуем!

В первую очередь вы должны прочертить осевые линии - линии роста. Фронтальный и профильный чертежи мы строим почти одновременно на момент построения осей и вспомогательных линий. Линии должны быть строго перпендикулярны и уравнены по длине. Их начало и окончание должны совпадать. В начале и в конце этих линий удобно делать насечки. Расстояние между этими осями должно быть достаточное, но и не слишком большое, так как эти линии должны проходить по середине тела куклы в обоих ракурсах (см. рисунок 1) . Лучше оставлять места с запасом. После того как вы прочертили осевые линии, необходимо просчитать количество голов в росте куклы...

А вот тут новички и запинаются… Потому что большая часть новичков не только не делают эскиз, но и вовсе не заботятся о стилизации! Мы говорили об и в предыдущих статьях. Очень рекомендую внимательнейшие прочесть. Если вы имеете небольшой опыт в рисунке, эскиз должен быть в более менее ровной позе (в позе смирно) с поднятой головой. Если вообще не имеете опыта - распечатайте картинку из интернета с желаемым персонажем.

(рисунок 1)

По эскизу мы внимательно вымеряем количество голов в теле (отмечаем на эскизе их так же). И стараемся ровно разделить одну из осевых линий на количество голов. Когда осевая линия поделена на головы - мы ровно проводим еле заметные линии по линейке, которые разделят и другую ось на головы. Линии на чертеже должны быть незаметны для того, чтобы не мешали проводить горизонтальные опорные линии в дальнейшем, их можно сделать другим цветом. Я привожу в пример наложенное на чертёж изображение эскиза. В вашем случае, эскиз может быть другого масштаба по отношению к чертежу, и на нём считать головы нужно отдельно!!! А потом это количество голов переносить на чертёж! Итак, головы построены. Но мы не спешим рисовать!


Теперь необходимо начертить опорные линии. Опорные горизонтальные линии позволят нам построить профильный чертёж идентичным по отношению к фронтальному. По эскизу мы смотрим пропорцию, как точка уровня лобка делит всю куклу пополам. Ориентируясь на линии деления головами на эскизе (на каком из делений, в каком месте можно провести линию паха?), мы определяем где находится эта точка на линии роста фронтального чертежа. Теперь проводим идеальную горизонтальную линию от этой точки к вертикальной линии профильного чертежа (линия тоже должна быть не жирной, можно цветную, отличную от той что делит рост на головы). Точка пересечения вертикальной и сделанной нами линии - есть точка лобка на профильном чертеже (я выделила эту линию красным, в дальнейшем она будет сероватой)!


Вообще основными опорными точками для построения чертежа являются места начала и окончания шарниров и их приёмников. Но пока мы строим фигуру будущей куклы. Поэтому нам важны такие точки как: линия плеч, линия под грудью, линия середины локтевого сустава, линия середины коленного сустава и т.д.

По аналогии строим остальные точки и линии. Например, стоим горизонтальную линию плеч. Линию середины колена и локтя, линию под грудью и т.д.

После того как все вспомогательные линии фигуры построены, можно начинать рисовать фигуру куклы. Фигуру куклы необходимо вначале нежно и аккуратно набросать. А обводить более уверенной линией потом, когда проверена анатомия и следование опорным линиям. Кроме того во фронтальном чертеже нужно соблюдать симметрию. В этом нам помогут клеточки бумаги или миллиметровки. Точка начала рисования, например, плеч должна начинаться на одинаковом расстоянии от линии роста. Так и ширину бёдер считаем и расстояние между ног, а затем и их толщину. Чтобы не слишком замучится с точками - фигуру можно сначала полупрозрачно набросать карандашом, а только затем отразить лучшую сторону её за линию роста, отсчитывая клетки и исправляя неудачную сторону (это можно сделать с помощью согнутого по линии роста листка, прислонённого к окну). Посмотрите на иллюстрацию, как вы видите я отступила от линии роста по 2 клетки для рисования головы и обозначила точки, чтобы построить эллипс, вписывающийся в голову, а затем поставила точки углов челюсти и подбородка. Только после этого я соединила точки линиями. Аналогично построена и шея.

После того как нарисована фигура фронтального чертежа, по линиям необходимо так же построить и профильный. Разница лишь в том, что не обязательно рисовать руки. Достаточно грамотно обозначить плечо. Так же ориентируемся по линиям от фронтального к профильному чертежу и расставляем точки, а затем рисуем. Стараемся, чтобы линия роста делила профильный чертёж пополам.

Так же можно провести линии, которые покажут где в профильном чертеже будут находится нос, глаза, рот и т.д.

Рисование шарниров

Как только вы нарисовали фигуру в двух ракурсах, которая отвечает всем требованиям пропорций и соответствует вашим опорным линиям и симметрии, можно приступать к построению шарнирных соединений. И в первую очередь нужно понять как работает шарнир.

Во-первых, шарнир не просто так назван в честь шара. Он всегда в своей основе имеет сферу. И сколько бы вы не делали видов шарниров- за основу всегда берите сферу. Именно её стачивают и долепливают, чтобы получить любой вид шарнира (с этим можно поспорить только глядя на грибовидный шарнир, и то его шляпка - это полусфера).

Во-вторых, нужно ясно усвоить правило подвижности шарнира. Чем больше освобождено от приёмника тело шарнира, тем больше подвижности он может выдать (иногда даже слишком много =)). Это правило можно проверить на бусине и трубочки от коктейля, например. Поэтому шарниры не должны быть маленькими. Они должны быть максимально крупными, но при этом максимально вписанными в чертёж.

В третьих, для того чтобы кукла стояла вам нужно правильно расположить шарнир и на фронтальном чертеже и на профильном. В профильном для устойчивости куклы в коленях, например, часто чуть отводят шарнир назад, чтобы он побольше выпирал под коленом. Кроме того, есть ещё такие вещи как стопперы. Это стыкующиеся части стенок шарнироприёмника и насечки на нерабочей области шарнира.

Чтобы яснее понять все эти заморочки с шарнирами, лучше взять большую бусину и на ней хотя бы из пластилина налепить пробную детальку и вторую, с приёмником. Ну, например, ногу без ступни. И править её до тех пор, пока не понравится.

Для начала лучше всего брать простые одинарные шарниры. Итак, теперь во фронтальном чертеже необходимо симметрично начертить круги шарниров. Симметрию соблюдаем так же через линию роста по клеткам и конечно не забываем, что размер шарниров парных деталей одинаковый. Например, шарниры в плечах. Сильно нажимать на карандаш не стоит, чтобы была возможность изменить размер. Одно из важных условий прорисовки шарниров - они должны быть на одной линии. Т.е. мы рисуем один шарнир. От его верхнего и нижнего края проводим к профильному чертежу и сквозь фронтальный строгие горизонтальные линии. В их границах будут строится остальные два таких шарнира.

При рисовании шарниров нужно представлять в своём сознании как он будет функционировать. Не важно новичок вы или нет - это необходимо. Если вы не можете это сделать - лепите из пластилина с бусинами пробник этого соединения. Иначе проблем с подвижностью не избежать. Ещё полезно зарисовать шарнир и его предполагаемую динамику (сгиб, разгиб). В таком деле нельзя спешить, если нужен действительно хороший результат. Так мучится вам придётся только один раз - дальше вы уже просто поймёте принцип и следующая кукла пойдёт гораздо легче. Начинать всегда очень тяжело.

(рисунок 3)

Нюансы прорисовки шарниров и их крепления:

1. Шейный шарнир больше прикрыт спереди подбородком и меньше прикрыт сзади, в районе затылка. Челюсть плавно облегает шарнир спереди.

2. Бедренные шарниры облеплены формой ягодиц. Крайняя точка ягодиц ниже паховой области. Ягодицы должны выглядывать из под лобка спереди.

3. Плечевой шарнир по отношению к заготовке плеча ложится чуть косо. Т.е. внутри резинка будет идти буквой Г, а выпрямляться только тогда, когда кукла разводит руки.

Мы прорисовали шарниры везде. Хочу уточнить нюанс. Мы видим, что в профильном чертеже шарнир бедра явно мал. В случае такой нестыковки у другого человека, я бы посоветовала увеличить шарнир. Но в нашем случае, я хочу соблюсти детскую фигуру, поэтому я утончу ногу в профиле и уменьшу попу. В этом случае шарнир не должен потерять в функционале и соблюдёт задумку. Однако, я не советую использовать этот чертёж как рабочий. =) Думаю бедренные шарниры будут ограничены.

Уточнения фигуры я буду делать по новой, другим цветом (что и вам советую), так же по новой буду обозначать стенки приёмников, будущие прорези и другие технические детали. И именно ввиду такого количества построений нам и нужно рисовать еле нажимая на карандаш.

Как вы видите с обозначением фигуры куклы, появляются всё новые необходимости прочерчивания линий. На этот раз нужны горизонтальные линии от некоторых шарнироприёмников. В нашем случае я показываю пример на приёмнике в щиколотке и колене.

По аналогии достраиваем остальную фигуру. Не забываем мысленно представлять себе 3D модель нашего чертежа и попутно изучать чужих кукол, чтобы понять как должны выглядеть шарнироприёмники. С ними у новичков самые большие проблемы (см. рисунок 3 ). Я немного подняла линию паха, т.к. попа в профиле должна быть ниже паховой линии!!!

Следующим шагом будет наметка толщины стенок и наметка протяжённости резинки. Толщина стенок определит форму вашей болванки, которую вы будете оборачивать в глину или пластик, чтобы создать толщину стенок по чертежу (я отметила оранжевым, закрасила в форме болвана ). Самая сложная получится в голове. Так как она обхватывает шейный шарнир.

Резинка должна ровно проходить через тело. Особенно следите за ногами, а точнее коленями. Резинка должна строго прямо проходить через всю ногу. Проходящая на чертеже резинка подскажет вам где именно и под каким углом делать отверстия. Помните что смотреть расположение её нужно на обоих ракурсах (я отметила её зелёным ).

Вот мы построили первый осмысленный чертёж! ^_^ Ура!


На этом построение чертежа закончено! Удачи в начинаниях! ^_^

Популярность шарнирных кукол легко объяснить. Ведь она воспроизводит точную копию человека, со всеми анатомическими особенностями. Конструкция, с использованием в местах скреплениях шарниров, делает их очень гибкими, и одаривает способностью принимать самые разные позы и даже выражать настроение.

Многие ошибочно считают, что изобретению шарнирных кукол мы обязаны таким странам, как Япония, Корея или Китай. Это далеко не так. Первые модели, сделанные в подобной технике, были известны еще в Древнем Риме, Египте и Греции. Материалом для них служили глина и дерево, а собирали их с помощью веревок и колышков.

В наше время ценность этих кукол не только в том, что они выглядят как люди, но и в их индивидуальности. И для этого необязательно ее делать самому. Достаточно купить даже серийную, и благодаря свойствам материала, из которого она изготовлена, поменять ей внешность.

Японская шарнирная кукла

Хоть и не японцы придумали и создали первую игрушку на шарнирах, но своим возрождением она обязана все же этой стране. Японская компания Volks первой предложила модель, которую хозяин может создать под себя, почувствовав себя в роли Пигмалиона, валяющего свою Галатею. Их еще называю Super Dollfie, сокращенно BJD.

Несмотря на свое разнообразие в BJD все же есть определенные стандарты. Они заключаются в пропорциях и в размерах. Так как только благодаря большому размеру large, можно создать модель с полной детализацией всех анатомических особенностей.

Самые первые BJD имели стандартный размер 60 сантиметров. Затем изделие стало «подрастать ». Вначале до 65, затем до 70 сантиметров и складывается впечатление, что и это еще не предел.

Существуют и другие категории игрушек на шарнирах, поменьше – tiny и mini. Совсем крохи от 9 до 35 сантиметров, чем-то напоминают стандартных кукол и поэтому создаются со всей атрибутикой присущей им.

Средний размер 35-45 сантиметров, это компромисс между качеством, так как с такой моделью уже можно работать, придавая ей индивидуальность, и ценой – она дешевле. Ну а все что выше 45 сантиметров считаются большими.

От обычных игрушек японские BJD отличает еще и материал. Они созданы не из пластика, а из полиуретановых смол. Этот материал более приятен на ощупь и напоминает фарфор. Именно благодаря ему изделия и можно модифицировать, вооружившись наждачной бумагой, надфилем и другими режущими инструментами.

Процесс создания такого изделия довольно трудоемкий и дорогой. Вначале скульптор-дизайнер вручную изготавливает все детали. Затем по ним создаются силиконовые заготовки, в которых и отливаются части тела. Но подобные заготовки не вечны и могут использоваться только для создания нескольких прототипов, а затем процесс начинается заново.

Естественно, беря в расчет стоимость материала, оборудования, аренды, затрат на зарплату и другие факторы, стоимость одного изделия на шарнирах зашкаливает. Цена одной базовой модели составляет 300-700 долларов США.

Но это стоимость новой модели. А из-за того, что они обычно выпускаются ограниченным тиражом, то попадая на вторичный рынок, ее цена растет еще больше. А это большой стимул научится делать шарнирных кукол своими руками, пусть даже не на продажу, а для себя.

Шарнирные куклы, сделанные своими руками

Приступая к работе, заранее привыкните к мысли, что ваша кукла вряд ли будет шедевром. До этого еще далеко. Но то, что она будет яркой, индивидуальной, со своим именем и характером, с собственной историей создания – это наверняка.

В процессе создания каждый человек превращается в творца, поэтому нет ничего удивительного, что получившееся изделие получается одушевленным. И, вполне возможно, станет талисманом удачи. Главное, не забудьте ко всем материалам и инструментам, запастись хорошим настроением.

Технологий по созданию таких кукол множество. Для того чтобы определиться с тем, в какой из них работать, вначале выберите материал, из которого она будет создаваться.

Материал для шарнирных кукол подразделяется на виды:

  • самозастывающий, такой как папье-маше и Эфапласт;
  • запекаемый – все разновидности пластика, полимерная глина;
  • литьевой – фарфор и полиуретан.

Нам подходят два первых. Литьевой метод является уже фабричным. От того, какой модель будет – текстильной, из папье-маше, самозатвердевающей глины или другого материала, собственно и зависит весь процесс создания. К примеру, текстильная шарнирная кукла шьется из специального кукольного текстиля молочного или телесного цвета. И для ее создания вам, несомненно, понадобится выкройка.

В интернете есть много мастер-классов по пошиву текстильной шарнирной куклы, там же даются и выкройки в нужную величину.

Если изделие делается из твердого материала, то выкройку заменит схема, на которой модель рисуется в профиль и анфас со всеми максимально возможными подробностями. Естественно, выкройка и схема текстильной и полиуретановой шарнирной куклы рисуется в натуральную величину.

Мастер-класс по созданию шарнирной куклы из пластика

Наша первая кукла пусть будет из пластика для моделирования. Этот материал продается в специализированном магазине. Еще понадобятся фольга и пищевая пленка. Пользуясь схемой, изготавливаем каркас основы-туловища, рук, ног и головы из пленки и фольги.

Делается это следующим образом:

  • Вначале из фольги лепим нужные по размеру и контурам детали. Для того чтобы не отклоняться от схемы, постоянно прикладывайте их к чертежу. Это необходимо для того, чтобы выдержать нужные размеры и пропорции. Затем оборачиваем детали пленкой, а после облепливаем каркас тонким слоем пластика, толщиной 1-1,5 мм. Далее, пользуясь инструкцией, запекаем пластик в духовке;
  • После того как детали запеклись, пользуясь своими познаниями в анатомии, с помощью наждачки или пилочки для ногтей, начинаем шлифовать детали, придавая им нужные впадинки и бугорки. Там, где, по вашему мнению, пластика не хватает, наращиваем его. Только помните, после каждого наращивания пластика, изделие нужно отправлять в духовку на затвердение. Это одновременно и творческая, и рутинная работа;
  • После того как детали обработаны, туловище, руки и ноги разрезаются, и из них аккуратно извлекается каркас. А на его место ставятся гибкие трубки или резиновые шнуры. Руки и ноги режутся в одном месте, там, где у человека скрепляются суставы – локоть и колено;
  • На их место по размеру лепятся шарниры. Также нужно сделать заготовки ладоней, пальцев и стоп. Все примеряется к ногам и рукам, подпиливается и трется, пока, по вашему мнению, не будет идеально подходить друг другу;
  • В область лодыжки, а также соединений предплечья, ладони и шеи вставляются петельки или металлические крючки. Вся модель собирается на двух резиновых шнурах. Они проходят через все тело. Один протягивается от одной лодыжки к шее, а затем ко второй лодыжке. А второй шнур тянется от одного запястья через плечи к другому. Учитывайте степень натяжения шнура, чтобы изделие не получилось разболтанным или пережатым. Также за свои крючки на резинку присоединяются ступни, ладони и голова;
  • Далее начинается полировка и оформительские работы. «Кожа » полируется мягкой тканью до идеальной гладкости, затем грунтуется и прокрашивается акрилом. На голове делается небольшое углубление для волос. Затем растолченной розовой пастелью покрываются выпуклости на теле и лице, фиксируется все лаком;
  • В продолжение работы над оформлением, нужно раскрасить лицо, прикрепить волосы и наклеить или нарисовать реснички. Прототипом для лица может послужить любой образ. Это может быть известная актриса или певица, а может быть, просто понравившееся вам лицо.

Процесс создания шарнирно-расчленненной куклу шаг за шагом.

Это своего рода куклы с шарик-шарнирами в теле, руки и ноги. Конечности и голова соединяются между собой упругой нитью.

Есть много вариантов в том, как присоединиться к каждой части куклы.

ШАГ 1

Рисуем схему

Для начала нарисуйте схему вашей будущей куклы в натуральную величину в фас и в профиль, обращая внимание на размер соединений..

Делаем каркас

Мы покажем вам, как использовать пенополистирол Styrofoam (универсальная строительная изоляция голубого цвета, которая используется для утепления всех типов и элементов зданий) для каркаса. Вырежьте все части куклы из пенополистирола размером на 10 мм меньше реального размера деталей.

Основа

Основу будем делать из опилок, смешанных с клеем. Эта смесь становится твердой и легкой после высыхания. Пенополистироловый каркас в последствии вынем из основы, чтобы детали стали полыми. Существует два типа опилок: грубые и пудрообразные. Для нашей работы больше подойдут пудрообразные опилки. Смешиваем равные части опилок и химического клея с водой (так же можно использовать крахмал) и разминаем руками, пока он не станет глинистым. Не делайте слишком много материала, так как он высохнет за несколько дней, и вы не сможете его использовать. Скомкайте получившуюся массу и заверните во что-нибудь, чтобы она не высохла. Теперь массой из опилок облепите каркас, используя клей для скрепления каркаса с массой. Облепите все части куклы, исключая места соединения, равномерным двухмиллиметровым слоем. Дайте деталям высохнуть. Если в процессе сушки появятся трещины, ничего страшного. Замажьте их той же массой и высушите

Лепка

Смешайте равные части опилок и stoneclay. Очертите границы вверху, внизу, справа и слева на поверхностях стыков.

Сначала мы должны облепить равномерным слоем всю форму, и разметить поверхность для последующего моделирования. Для разметки не используйте чернильную ручку, так как чернила могут проявиться на поверхности. Больше подойдет цветной карандаш.

После того как форма головы будет окончательно завершена, сделайте шею тем же самым способом, что и остальные детали, используя styrofoam для каркаса.

Основа для рук

Нарисуйте руку и сделайте ладонь из опилок. Порежьте тоненькую проволоку на 10 частей для пальцев.

Сделайте дырочки для пальцев в ладони тоненькой дрелью.

Зафиксируте проволоку в дырочках эпоксидной смолой.

После высыхания, подрежьте пальчики до нормальной длины и согните их в подходящую позу.

Глаза

Теперь нужно разрезать голову и выскрести из нее styrofoam .

Вырежьте резцом дырочки для глаз.

Закрепите глаза клеем

Прикрепите отрезанную часть головы смесью опилок, клея и stoneclay.

Голова и тело

После того как вы проработаете черты лица, отшлифуйте поверхность шкуркой.

Нарисуйте внешнюю линию уха и сделайте уши из опилок и stoneclay. Сделайте дырочки для ног руг и шеи в торсовой части куклы и выскребите оттуда пеноплистироловый каркас. Зашлифуйте неровности шкуркой.

Вставьте голову в отверстие для шеи и проверьте баланс.

Начертите границы на поверхности для проверки симметрии и неровностей.

Проработайте детали и отшлифуйте поверхность.

Руки

Насыпьте в чашку немного грубых опилок. Намажьте проволочный каркас клеем, положите заготовки рук в чашку и облепите их опилками.

После высыхания проработайте детали опилками, смешанными со stoneclay .

Разрежьте руки в локтях. Вставьте соединительные шарики в отверстие в плечах и на локтях и скрепите детали.

Отшлифуйте поверхность шкуркой, затем налепите сверху stoneclay , чтобы сделать поверхность гладкой.

Вырежьте дырочки в запястьях и приклейте туда соединительные шарики эпоксидной резиной

В местах соединения подрежьте края соединений в направлении плавного сгиба деталей.

Ноги

Нарисуйте эскиз ног и сделайте основу из опилок. Затем проработайте детали смесью опилок и stonaclay . Вырежьте дырочки (как в запястьях) и приклейте к ним соединительные шарики.

Зафиксируйте соединительные шарики так же на верху бедер и в коленях.

Проверьте соразмерность каждой части, отшлифуйте поверхность и при помощи stonaclay сделайте ее гладкой.

Соединительные углубления