Домой / Уход  / Развод по-таджикски. Экзотика не для слабонервных. "Я ушла от него и не жалею": откровения таджички после развода Альтернативные способы получения российского гражданства для таджиков

Развод по-таджикски. Экзотика не для слабонервных. "Я ушла от него и не жалею": откровения таджички после развода Альтернативные способы получения российского гражданства для таджиков

РАЗВОД ПО СМС

Согласно некоторым толкованиям шариата, если мужчина трижды произнесет слово «талак», то это означает, что он развелся с женой и является свободным мужчиной. Именно таким способом мужчины Таджикистана, которые находятся на заработках в других странах, преимущественно в России, умудряются разводиться со своими женами. Некоторые сообщают о своем уходе из семьи, трижды написав короткое СМС-сообщение со словом «талак».

Розия – одна из таджикских женщин, получившая СМС-развод от своего мужа, находящегося на заработках в России. Она его больше не видела, не знает, что с ним и как добиться теперь от сбежавшего мужа алиментов, пишет Таджикская редакция РСЕ/РС .

Суд, куда она обратилась c иском, вот уже два год никак не может рассмотреть ее заявление. Согласно действующему в Таджикистане законодательству, без присутствия ответчика, то есть мужа, заявление истца не рассматривается.

Сама Розия работает в ресторане города Куляб, у нее несовершеннолетние дети, а от бывшего мужа никаких вестей. По словам Розии, «муж проживает где-то в России».

«Да мы махнули рукой на это дело. В Таджикистан он не приедет, чтобы суд мог определить сумму алиментов. Дети так и так вырастут, поскольку Аллах любыми путями каждому посылает его долю. С голода мои дети не помрут, но если бы еще отец помогал им, их детство было бы намного счастливее. Бог ему судья, я перестала бегать по судам», – говорит Розия.

ПОСОБИЕ ДО ПРИЕЗДА ПАПЫ

История Розии далеко не единственная в Таджикистане. За 11 месяцев 2010 года в общественную организацию «Шохрванд», по словам ее руководителя Додарбека Сайдалиева, обратились сотни женщин, желающих добиться выплаты алиментов от мужей, находящихся на заработках в России.

Большинство мигрантов не имеют четкого места работы. Как мы можем обязать их выплачивать алименты? Закон не позволяет в таком случае без присутствия ответчика принять какое-то решение.


«Женщины спрашивают нас, что нам делать? «Наши мужья в России, мы обращаемся в суд, а нам объясняют, что они ведь не убийцы, чтобы их насильно возвратить из России в Таджикистан», – говорит Додарбек Сайдалиев.

Гулчехра Муродова, сотрудник организации «Шохрванд», в свою очередь говорит, что многие брошенные таджикскими мужчинами семьи нуждаются в серьезной финансовой помощи, и призывает законодательные органы как-то решить эту проблему.

Между тем законом Таджикистана предусмотрено, что суд наделен правом обязать органы социальной опеки выплачивать детям, брошенным вторым родителем, денежное пособие. До того момента, пока родитель не вернется в родной дом. Однако, как сообщил радио Озоди заведующий канцелярским отделом таджикского города Куляб Фуркат Рахматуллоев, из-за «непрозрачной» деятельности трудовых мигрантов суд ни разу не воспользовался этим законом.

«Большинство мигрантов не имеют четкого места работы. Как мы можем обязать их выплачивать алименты? Закон не позволяет в таком случае без присутствия ответчика принять какое-то решение», – говорит Фуркат Рахматуллоев.

При этом он отмечает, что количество женщин, обращающихся к властям с жалобой на бросивших мужей, с каждым годом увеличивается.

«ТАЛАК - ХУДШИЙ ХАЛЯЛЬ»

В комитете по делам религии при правительстве Таджикистана по-своему реагируют на сложившуюся ситуацию с телефонными разводами. Его председатель Абдурахим Холиков назвал подобное расторжение брака противоречащим не только светским законам, но и законам шариата. Этот вопрос уже поднят на Совете улемов Таджикистана, и, по его словам, должно быть принято соответствующее решение по нему.

Развод (талак) является самым худшим халялем, считает ректор Исламского института Таджикистана Умарали Назаров.

«Я считаю, что женщина-мать – это святое и она заслуживает уважения. Семьи не должны распадаться, однако если возникла необходимость в разводе, то наши мужчины должны отнестись с уважением к женщине и должным образом сообщить о своем решении в присутствии своей жены», – говорит Умарали Назаров агентству «Татар-информ».

БРАКИ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ В РОССИИ

Согласно официальным данным, из Таджикистана выехало на заработки в 2010 году 800 тысяч мужчин. В отчете Международной организации по миграции (МОМ) говорится, что одна треть мужчин, работающих за границей, не возвращается на родину, в Таджикистан, сообщает информационное агентство «Фергана» .

В некоторых случаях таджики женятся, чтобы получить жилье, упростить процедуру получения российского гражданства или чтобы уберечься от милицейских проверок.


Руководитель организации «Перспектива Плюс» Ойнихол Бобоназарова сообщила агентству «Фергана», что, согласно некоторым оценкам, в России ежегодно заключают браки 12 тысяч таджикских мужчин.

«В некоторых случаях таджики женятся, чтобы получить жилье, упростить процедуру получения российского гражданства или чтобы уберечься от милицейских проверок», – говорит Ойнихол Бобоназарова.

Что касается российских ЗАГСов, требующих справки о том, не состоит ли мужчина в браке с другой женщиной, то в условиях коррумпированной системы Таджикистана такую справку нетрудно достать, говорит Ойнихол Бобоназарова. Некоторые русские девушки, утверждает она, зная об обычаях в этой южной стране, требуют от своих избранников отправить прежним женам СМС-сообщение с трижды повторенным словом «талак».

Эксперт Центра стратегических исследований в Душанбе Фируз Саидов говорит, что порядка 70 процентов таджикских мигрантов все же возвращаются к своим семьям.

ДУШАНБЕ, 12 окт - Sputnik. Более 12% или 9 тысяч браков в Таджикистане заканчиваются разводом - такова официальная статистика.

После распада брака в минусе чаще всего остается именно бывшая жена, ведь общество отныне считает таких женщин "второсортными".

На этот счет есть даже популярная пословица: "Курбокка шуй дорад, ба худ обруй дорад" (Даже лягушка замужем пользуется уважением).

"Даже Бог не захотел меня забрать"

Шабнам отдали замуж родители, когда ей было 18 лет. В браке она прожила 5 лет, стойко выдерживая издевательства со стороны свекрови и избиения до полусмерти мужем.

"Я была студенткой, училась в факультете МО в университете. Не всегда успевала убрать большой дом, приготовить еду на семью из 12 человек. Свекровь каждый день меня "пилила" из-за этого и устраивала большие скандалы. Муж периодически избивал - сломал мне руку, нос, ребро. Я молчала, потому как меня учили не выносить сор из избы", - вспоминает женщина.

Она надеялась, что жизнь наладится, но все вышло иначе. В отчий дом она вернулась с 3 летней дочерью на руках и будучи беременной сыном.

"Меня беременную вторым ребенком выгнали в час ночи из дома, просто выставили за дверь. Мобильника у меня не было, и я постучалась к соседке, чтобы позвонить от нее отцу. Он приехал и забрал меня", - опускает она голову.

Вскоре Шабнам родила сына. Атмосфера в родительском доме тоже была непростой - живут небогато, семья большая, к тому же, помимо нее, есть еще брат с женой и тремя детьми.

"С тех пор как я осталась одна, отец со мной толком не общается. Говорит, что долг невесты - служить семье, а раз меня выгнали, значит, служанка из меня так себе", - объясняет разведенная женщина.

Так, в 23 совсем молодая девушка оказалась никому не нужна. Доведенная до отчаяния, она перестала даже хотеть жить.

"Когда сыну было 3 месяца, я чуть не сотворила глупость. Я настолько от всего устала, что мне захотелось уйти. Спустилась в аптеку, купила 3 пачки димедрола. Выпила все и легла спать в надежде, что утром не проснусь. Чувствовала, как немеет язык, все плывет. А утром проснулась, будто меня снова побили", - говорит она.

По ее словам, в тот момент к ней пришло осознание того, какой грех она могла совершить.

"Ведь мои детки, кроме меня, никому не нужны", - объясняет Шабнам.

Девушка собралась с силами и пошла на краткосрочные курсы шитья. Сейчас принимает заказы на пошив национальных таджикских платьев, неплохо зарабатывает и копит деньги на собственное жилье.

Шабнам перестала ходить в гости к родственникам и соседям, поскольку ее смущают нескончаемые вопросы о причине ее развода с мужем.

"Муж оставил замерзать в лесу босой"

Мадина вышла замуж по любви, первое время она была очень счастлива в браке. У супругов родились двое детей. Пара снимала квартиру в Душанбе. Она, получив высшее образование, осталась работать в университете. Он занимался бизнесом.

"Постепенно муж стал меняться, выходить из себя, поднимать на меня руку при детях. Позже я узнала, что он стал проигрывать заработанные деньги в букмекерских конторах. Он уговорил меня взять кредит в банке на 3 тысячи долларов и стать поручителем. Мы решили, что он уедет в Москву и будет отправлять деньги на погашение долга", - рассказывает она.

Первые три месяца Мадина в срок получала от мужа денежные переводы. После он перестал выходить на связь. От общих друзей девушка узнала, что в Москве ее муж женился еще раз. Записав адреса его места работы и квартиры, она отправилась на его поиски.

"Тогда я уже твердо решила, что разведусь с ним, но вначале надо было погасить кредит, одна бы я не справилась. Детей оставила маме и поехала. Было очень страшно, боялась потеряться в большом городе. Когда пришла к нему на работу, он онемел, увидев меня. Высказала ему все, что думаю о нем, и заявила, что не вернусь, пока он не отдаст долги", - вспоминает Мадина.

В Москве она застряла почти на год, каждый месяц со скандалом выбивала у мужа деньги. Сама тоже работала, зарплату до последней копейки высылала маме в Таджикистан. По возвращению хотела купить квартиру.

"Все это время он меня избивал, но я терпела, так как другого выхода не было. Однажды он отвез меня в лес, побил так, что на мне живого места не осталось. Снял верхнюю одежду, обувь, носки и оставил умирать в снегу. Добралась до дома на попутках. Попала в больницу с воспалением легких. Врач уговаривал меня написать заявление в милицию, но я отказалась", - грустно улыбается она.

Вернувшись в Душанбе, девушка подала на развод, сменила номера, вложилась в новостройку. С тех пор прошло два года. Мадина переехала в новый дом, а бывший муж так и не появился. Сейчас она вспоминает о нем с содроганием, а о повторном замужестве даже и не думает.

"На мнение людей мне уже наплевать. Знаю, что в Таджикистане разведенку сравнивают с девушкой легкого поведения, даже если ты святая. Каждый лысый, хромой и косой считает долгом предложить быть второй женой. Я их отсылаю далеко за магнитиками. Главное, меня поддерживают мои родные, они знают через что я прошла", - говорит Мадина.

"Меня морили голодом и не пускали на улицу"

Маниже пару подобрали родители. Жених был красивый, этого ей в 19 лет было вполне достаточно.

"Свели нас с мужем родители - видный жених, обеспеченная семья. Свадьбу сыграли быстро, гуляли несколько дней. Подружки мне завидовали, родственники поздравляли. Вот только после торжества мужа как будто подменили", - вздыхает она.

Как и полагается в таджикской семье, на молодую жену повесили все домашние обязанности. Невестка исправно убиралась в доме, готовила еду и молча терпела нападки со стороны сестер и матери мужа. Однако любви взамен не получала.

"Когда он уходил на работу, для меня начинался ад. Меня толкали, чтобы я побольнее ударилась об угол шкафа, обзывали самыми обидными словами. Не давали ни минуты присесть, даже когда я была на последнем месяце беременности. А потом вечером возвращался муж и избивал меня, обвиняя в якобы изменах и неуважительном отношении. Я молча все переносила, не хотела, чтобы кто-то узнал", - вздыхает она.

Так продолжалось из года в год. Не помогло ни рождение сына, ни полное прекращение общения с подругами и семьей.

"Стало доходить до того, что меня морили голодом, не пускали на улицу даже в магазин или на рынок. Каждый день был хуже другого. Когда поняла, что либо убью себя, либо его, я взяла детей, украла ключи и сбежала с рассветом из дома. В сумке у меня был только паспорт и немного денег", - рассказывает Манижа.

Подала на развод сама. Несмотря на всю тяжесть положения, родители дочь домой не пустили - навела позор на всю семью. Пришлось снимать квартиру. Спешно устраиваться на работу кем угодно, хоть полы мыть, лишь бы прокормить двоих детей и не остаться на улице.

"Таких женщин, как я, обычно родители обратно домой не пускают. Они боятся сплетен соседей, родственников и знакомых. Они предпочитают, чтобы я скиталась по съемным квартирам с детьми, лишь бы скрыть от других, что я разведена", - объясняет она.

Прошло 5 лет. Манижа смогла оправиться от пережитого, но все еще боится встретить на улице бывшего мужа или его родственников, мечтает переехать в другой город, а о личной жизни даже не думает.

"Разведена с двумя детьми - это как приговор или клеймо. О себе, мечтах, желаниях, нормальной жизни можно забыть. Я бы с удовольствием уехала в Москву, начала бы с чистого листа, но боюсь, что без образования не найду работу", - говорит она.

Разводы в Таджикистане

Более 12% браков в Таджикистане заканчиваются разводом - такова официальная статистика. В 2017-м на 72,4 тысячи браков пришлось 8,8 тысячи разводов. В 2016-м цифры примерно те же: по официальной статистике на 78,6 тысячи браков - 10 тысяч разводов.

Напомним, Комитет по делам женщин и семьи при правительстве Таджикистана опубликовал на сайте данные МВД, согласно которым в 2017-м в Таджикистане было официально зафиксировано 1 489 случаев домашнего насилия. Данные говорят о снижении тенденции, так как годом ранее было обнаружено на 1 134 случая больше.

Следует отметить, что в 2017-м 497 женщин в Таджикистане совершили самоубийство. Главными причинами женского суицида являются психологическое состояние и проблемы в семье, подчеркнула Идигул Косимзода, председатель Комитета по делам женщин и семьи при правительстве Таджикистана.

После окончания гражданской войны, в Таджикистане, неожиданно для многих появилось такое явление, как многоженство, масштабы его пока не очень велики, да и уголовная статья в республике не отменена, но порой, для создания полигамной семьи, есть экономические основания.
А недавно, среди выпускниц таджикских школ, провели опрос, основная мысль которого была сформулирована так: «Согласны ли вы стать второй, или третьей женой?» И почти все школьницы ответили утвердительно.
Профессор из Душанбе - Зарина Диноршоева бьёт тревогу, заявляя, что положение ненормально, что нищета в республике не позволяет нормально существовать обычным-то семьям, не говоря уж о том, что нет никаких объективных предпосылок для существования полигамных.
Однако в Таджикистане практически атрофировано женское образование, даже и в школу-то ходят далеко не все девочки, а в ВУЗе учится ничтожное количество девушек, почти каждая рассчитывает выйти замуж и растить детей, однако даже тем, кому удаётся это сделать, нельзя быть спокойной за своё будущее и рассчитывать, что пускай и в шалаше, но с милым будет-таки рай, или хотя бы жизнь впроголодь, ведь большая часть таджикских мужчин вынуждены выезжать на работу в Россию, а выехав, они очень-очень хотят остаться в России, и самый верный способ это сделать - жениться на россиянке. И, надо сказать, что это им иногда удаётся.
А когда мечта закрепиться в России сбывается, тогда наступает момент экстремального развода, о котором Зарина Диноршоева говорит с ужасом: «В последнее время, разводятся уже поразительными способами. По телефону произносят трижды "талок", то есть развод, а иногда просто отправляют смс-сообщение».

Таджики, которых мы уже привыкли видеть на наших улицах, выглядят сейчас очень по-разному, некоторые бывают и статными красавцами-горцами, но часто встречаются и те, кому повезло повзрослеть уже в новые времена, и испытать на себе все их прелести, а режим питания-то, в бедствующей республике, сделался в это время чрезвычайно скудным и ущербным, количество белка, жиров и витаминов, потребляемых таджикскими детьми, упало до самых неприличных величин, вот потому и заметен среди нынешних гастарбайтеров недостаток роста, а то и рахитичность.
Но есть и такие, кому повезло всего этого избежать, кто вырос-таки статным горцем, и шансов пленить сердце российской невесты у него немножко больше, особенно если по-русски он умеет изъясняться.

А теперь представьте себе, что вы - молодая таджикская жена, ещё недавно очень радовавшаяся тому, что отхватила хорошего жениха, вот сидите вы, ждёте мужа с заработков, беременная четвёртным ребенком, но вдруг соседи, у которых есть сотовый телефон, срочно зовут вас на переговоры, а из трубки вы слышите голос благоверного, произносящего троекратное: «талок», а потом гудки…
Сюжет - не для слабонервных. Пожалуй, можно было бы снять неплохой фильм ужасов.
Счастливчику-мужу, сумевшему-таки поджениться в Москве, или Саратове, от бывшей жены больше ничего не надо, ведь никакие таджикские бумаги никому не нужны, в России он получит новый паспорт и новые документы, а старые корочки просто выбросит.
И тем таджичкам, мужья которых, почти не говорят по-русски, непрезентабельно выглядят, недокормлены с детства и рахитичны, быть может повезёт больше, ведь они хотя и меньше заработают, без знания языка, зато вернутся домой, на радость истосковавшейся семье.

Половина всех мужчин республики всегда отсутствует, и не известно когда вернётся, да и вернётся ли вообще. Стоит ли потом удивляться, что молоденькие девочки допускают возможность стать второй, иль третьей женой.
Хотя, чего произойдёт, если троеженец обзаведётся новой женой в России, а прежних бортанёт, сообщив об этом по телефону - об этом страшно и подумать.
И всё это счастье принесла таджикским женщинам «независимость». И хотя на референдуме по сохранению Союза ССР, в Таджикистане была рекордная явка, и более девяносто шести процентов проголосовали за Союз, но что было потом - всем известно. Горбачёв и Ельцин развалили страну политически, а Гайдар добил её экономически. Причем, именно Гайдар окончательно выпихнул среднеазиатские территории из рублёвой зоны, он, будто самый лютый враг, старался раздробить то единство, которое, пожалуй, ещё сохраняло остатки иммунитета к разобщению и не хотело дробиться, но он выпихнул все среднеазиатские республики из общего экономического пространства, постарался разорвать все связи промышленной кооперации, и бросил на произвол судьбы вопрос валютного регулирования в этих регионах. Даже МВФ советовало пока не трогать проблему рублевого валютного союза, продолжающего существовать, да и «суверенные» власти республик тогда хотели остаться в рублевой зоне, но Гайдар, получавший, четкие инструкции американцев, которые напихали сейчас военных баз в регион, делал всё так, чтоб Россия потеряла Среднюю Азию, а та потеряла Россию, да и нормальную жизнь заодно, экономику и хозяйство. И если в Казахстане и Туркмении ещё так-сяк, экономика, спустя десять лет, кое-как оклемалась за счет разведанных, в советское время, природных ресурсов, то в остальных республиках положение весьма кислое, и в Таджикистане особенно.
Таджикистан даже кормовым зерном себя не обеспечивает, что объясняется и его природными условиями, но в большей степени бездарной политикой нынешней власти, которая спокойно глядела на бушевавшую, недавно, гражданскую войну, а нынче спокойно глядит на то положение, которое многие называют кошмарным.
Но самое забавное в том, что таджикский «президент» и главы его ведомств рассуждают-таки о независимости и суверенитете. И недавно, когда Путин решил поднять вопрос о возвращении российских пограничников на таджико-афганский рубеж, (дырявый и полупрозрачный, не оснащенный ничем, кроме полуграмотных жителей соседних аулов, да престарелых овчарок), верней не сам Путин стал предлагать новое сотрудничество, а дипломаты, по его поручению, подняли вопрос о возвращении российских военных, о возобновлении сотрудничества в экономике, и о прочей «российской экспансии», то местные-то владыки очень даже визгливо разразились откликами в прессе (хотя в самих беседах-то с российскими дипломатами, всё больше, помалкивали), но таджикские газеты запестрели заметками с их интервью, где они рассуждали о том, что суверенитет им дороже жизни, и покуситься на него они не дадут, тем более «имперской России». Кстати сказать, мнение американского посла очень учитывалось в данной связи, ведь у Америки здесь «национальные интересы», впрочем как и везде.
А пару месяцев назад один из депутатов российской Госдумы не выдержал, да и заявил, что раз наблюдается такое упорство, со стороны таджикской власти, то надо установить визовый режим с Таджикистаном и границу закрыть, пускай заботятся о своих гражданах сами. Вот тут уж визг «таджикских политиков» усилился до самых отчаянных децибел, однако большинство сих «политиков» заключили, что лучше согласиться на визовый режим, чем уступить России в вопросе «экспансии».
Я уже писал о том, что сопротивление возвращению российских погранцов связано с интересами таджикской наркомафии, что есть много подводных камней, которые обусловливают столь «неуступчивую» позицию таджикских властей, всё это не делает чести душанбинским политикам, зато способно было бы дать сюжет для комедии абсурда, с элементами фильма ужасов.
Таджикская власть решительно не желает думать о том, чем накормить и во что одеть своё население, не собирается обеспечивать его работой, и даже не допускает мысли, что половина населения перестанет находиться в России на работах, что придётся что-то решать и что-то делать у себя в республике. И если неудобство, нам россиянам, от гастарбайтеров - тема сложная, ведь они, всё ж таки, работают здесь, то беды России от наркотрафика - тема однозначная, ведь эта гадость губит нашу молодежь.
Но таджикские власти не жалеют обо всем этом знать, им это не нужно, не любопытна им судьба женщин, с которыми разводятся по телефону мужья, навсегда оставляя в кошмарной нищете, не тревожит судьба наркоманов, судьба рахитичных детей, которым банально нечего жрать, не интересно и не любопытно это кабинету министров в Душанбе, тем более у этих министров занятие есть - они рассуждают о суверенитете, независимости и угрозах российской экспансии, и, на всякий случай, спешат окончательно искоренить русскоязычное образование, отчего бедняги-гастарбайтеры вынуждены находиться в ещё более тяжелом положении, не владея русским.
Этим «политикам» не страшно, ведь американский посол благословил, им никто не скажет трижды «талок», не вышвырнет из жизни на обочину нищеты, они уверены, что всегда будут купаться в богатстве, покрывая наркодельцов и отплясывая перед американцами.
А хотя, у таджикского президента, два раза в год, бывает ещё два занятия - он выпрашивает кредиты у России, прибывая в Москву, или в Сочи, а потом выпрашивает списание прежних долгов, прибывая второй раз. И Путин даёт эти кредиты и списывает долги, ведь если бы он не дал этих денег, то «суверенной» республике даже второсортное зерно купить не на что будет.

И отчего-то думается, что на том свете, соберётся, со временем, огромная толпа таджикских женщин, которым пришлось однажды услышать троекратный «талок», которым пришлось выживать в условиях «независимости» и видеть всё это скотство, и никакого Страшного суда над Горбачёвым, Ельциным, Гайдаром и Рахмоновым не будет, а отдадут их, голубчиков, этой толпе женщин. И никто не позавидует Гайдару, и никто не захочет оказаться на месте Рахмонова, иль Горбачёва, не говоря уж о Ельцине. Разъярённая толпа женщин будет дубасить их, вымещая всю нерастраченную страсть, бить что есть силы, и разумеется, запрещенных ударов не будет, все будут разрешены, удары будут сопровождаться самыми смачными ругательствами и плевками. И ни один чёрт не возьмётся разнимать, никто не решится отогнать этих женщин от тех тел, которые станут постепенно превращаться в куски мяса, бездушные, бессмысленные и никчёмные. И даже если потом эти голубчики о оклемаются, то ничего хорошее их ждать не будет.

P.S. Пожалуй добавлю-ка я кое-что, конкретизирую и объясню - зачем я рассуждаю обо всём этом, то и дело, почему меня интересует это?
Ответ прост: Мне нужна империя, а таджикам нужна нормальная жизнь, которую может дать империя, наши интересы совпадают. Расходятся мои интересы лишь с позицией американцев и корыстью нынешней власти в Душанбе.
Я хочу, разумеется, и восстановления гордых позиций моей Родины, увеличение носителей русского языка, но ещё больше мне хотелось бы, чтоб вернувшись, империя обеспечила нормальную жизнь в самой Средней Азии, обеспечила занятость там, чтоб не было излишнего потока мигрантов сюда, и, что важнее всего, вновь взяла бы под контроль ту территоию, котрую наши противники назвают "подбрюшьем России", которая является сейчас головной болью и поставщиком наркотиков в Россию.
Да, мне нужна империя, но и таджикскому населению она нужна не меньше.

Браки и разводы в Таджикистане

Исламов Ф.С.
(Полностью раздел "Браки и разводы" опубликован в книге: Исламов Ф.С. Тенденции демографического развития Республики Таджикистан. Душанбе, Институт демографии АН Республики Таджикистан, 2005, с. 25-45 )

В социально-демографической литературе проблемам изучения развития брачно-семейных отношений посвящено много работ. Однако в исследовании этой проблематики имеются пробелы, в частности, специфика процессов брачности, мотивов вступления в брак в новых условиях, среди коренного населения Таджикистана, практически не изучена. Между тем, начавшийся в республике демографический переход выражается и в изменении семейно-брачных отношений. Знание закономерностей такого изменения в связи с перестройкой социально-экономических и других отношений является ключом к пониманию современных тенденций брачности как момента формирования нового типа воспроизводства населения.

Брачность населения создает, при прочих равных условиях, морально-этическое право на рождение детей. В условиях нерегулируемой рождаемости между брачностью и рождаемостью должна существовать прямая связь. Если рост брачности сопровождается медленным ростом рождаемости или ее снижением, то это свидетельствует, что в обществе распространяется планирование семьи.

За 1980-1989 годы число вступивших в брак увеличилось с 42,3 до 47,6 тыс. или на 12,5 процента, но общий коэффициент брачности снизился с 10,7 до 9,2 промилле .

С началом перестроечных процессов и становления рыночных отношений наблюдается быстрое снижение брачности населения. Это видно из данных таблицы 12.

Таблица 12. Динамика общего коэффициента брачности населения Таджикистана за 1991-2004 годы

Годы

Число зарегистрированных браков

На 1000 человек браков

Источник : Ежегодник Республики Таджикистан. - Душанбе, 2005. - С.27

За 1991-2004 годы число зарегистрированных браков уменьшилось на 16,2 процента. Общий коэффициент брачности за 1991-1998 годы снижался, а с 1999 по 2004 годы постепенно повышался, но по сравнению с 1991 годом ниже на 41,7 процента. Такую динамику брачности можно объяснить тем, что действительно в связи с ухудшением экономического положения семей число вступивших в брак уменьшилось, а с другой стороны, существует неполнота учета вступивших в брак. Это явление происходит по причине регистрации брачных пар по религиозным обычаям, но юридически не зарегистрированных.

В периодической печати в некоторых статьях с тревогой пишут о том, что в стране из-за высокого уровня внешней миграции, прежде всего мужчин в активном брачном возрасте, образовался «дефицит» женихов. Возможно, такие факты имеют место, но не надо абсолютизировать данную связь.

Обратимся по этому вопросу к нижеследующим статистическим данным (см. табл. 13).

Таблица 13. Доля женщин и мужчин Таджикистана, никогда не состоявших в браке в активном брачном возрасте в 1989 и 2000 годы (в %)

Источник : Семья и дети в Республике Таджикистан. - Душанбе: Госкомстат, 2002. -с. 35

Данные таблицы 13 показывают, что как доля мужчин, так и женщин, никогда не вступавших в брак, в возрасте с 18 по 29 лет имеет одинаковую тенденцию. При этом, доля таких мужчин в возрасте 20-24 лет гораздо выше, чем доля женщин. Следовательно, нельзя категорично утверждать о дефиците женихов, а правильнее говорить о «дефиците» невест по возрастной группе 20-24 года. В 1989 году на одну никогда не состоявшую в браке женщину в возрасте 18-24 года приходилось 1,8 мужчин этого же возраста, а в 2000 году - 1,72.

В возрастной группе 25-29 лет эта цифра составила в 1989 году - 1,4, а в 2000 году - 1,9 мужчин. На самом деле главная причина уменьшения числа вступивших в брак как мужчин, так и женщин - в ухудшении экономических условий жизни, которые не позволяют женихам иметь средства на приобретение жилья, одежды, необходимой семейной утвари, проведение свадебных мероприятий.

Данные о числе состоявшего в браке населения по полу и возрасту представлены в таблице 14.

Таблица 14 Число состоящих в браке на 1000 лиц данного пола и возраста в Таджикистане в 1989 и 2000 годы

Возраст, лет

Мужчины

Женщины

Все население в возрасте 15 лет и старше

Источник : Семья и дети в Республике Таджикистан. - Душанбе: Госкомстат, 2002. - С. 36

Из данных таблицы 14 видно, что доля состоящих в браке мужчин уменьшилась на 24 человека на 1000 лиц в возрасте 15 лет и старше, а женщин - всего на 1 человека. В разрезе возрастной группы 15-17 лет более быстро увеличивается доля женщин, состоящих в браке (более чем в 4 раза), а доля мужчин увеличилась на 1 человека.

Доля женщин, состоящих в браке в возрасте 18-19 лет, многократно выше, чем доля мужчин. Преобладание доли женщин, состоящих в браке, над мужчинами наблюдается до возрастной группы 30-34 лет, а затем во всех последующих возрастах наблюдается преобладание состоящих в браке мужчин по сравнению с женщинами. Эти тенденции происходят на фоне более высокой доли овдовевших женщин по сравнению с числом вдовцов-мужчин, что в большей части объясняется прошедшей в Таджикистане гражданской войной и ее последствиями. Так, доля вдовцов-мужчин в 1989 году в возрасте 15 лет и старше составляла - 20, а в 2000 - 25 человек на 1000 лиц этого возраста, доля вдовых женщин уменьшилась со 100 до 95 человек, однако число вдовых женщин превосходит вдовцов-мужчин почти в пять раз, и такое преобладание наблюдается во всех возрастных группах. Следует также отметить, что за 1989-2000 годы доля вдовых как мужчин, так и женщин увеличилась по некоторым возрастным группам до 3-4 раз, при существенном преобладании числа вдов-женщин над мужчинами. Такое соотношение вдов и вдовцов, помимо выше указанной причины, в целом объясняется преобладанием мужской смертности над женской.

Не подтверждается статистикой мнение некоторых экономистов Таджикистана, что выезд за пределы страны преимущественно лиц мужского пола способствовал увеличению среднего возраста вступления женщин в брак. Однако статистические материалы указывают на обратную тенденцию, (см. табл. 15), Так, среди мужчин средний возраст вступления в брак в 1991 году составлял 25,68 лет, в т.ч. у вступивших в первый брак - 24,45 лет, а в 1999 году эти цифры соответственно составили 24,71 и 24,02 лет. Средний возраст вступления в повторный брак также снизился - с 37,57 до 35,40 лет.

Таблица 15. Средний возраст вступления в первый и повторный брак мужчин и женщин Республики Таджикистан

Первые браки

Повторные браки

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

Сложившаяся тенденция в возрасте вступления населения в брак не является особенностью Таджикистана. Она также характерна для России и многих европейских стран.

Анализ литературных источников последнего десятилетия показывает, что какой-либо четкой закономерности в возрасте вступления в брак населения не наблюдается. Так, если в 1994-1995 годах этот показатель в России снизился, то в 2001 году повысился . Такая же динамика наблюдается в ряде других стран мира.

В Таджикистане средний возраст вступления в первый брак в ближайшие годы также будет колебаться. Проведенные автором частные беседы с родителями показали, что они в основном стремятся быстрее женить сыновей или выдать замуж своих дочерей по следующим мотивам:

  • тяжелое экономическое положение семей невест, что стимулирует желание родителей выдавать дочерей замуж;
  • ухудшение морального климата в обществе, называемого «демократизацией» жизни, что стимулирует родителей, во избежание антиморальных действий со стороны девушек, быстрее выдавать дочерей замуж;
  • нежелание многих родителей в 18-19 лет отправлять своих сыновей на службу в армию, учитывая наличие определенных негативных ситуаций в армии.

Эти выводы подтверждаются также следующими данными. Так, состоящих в браке мужчин в возрасте 15-17 лет в Таджикистане было в 1989 году - 0,7 тысячи, женщин - 1,5 тысячи, а в 2000 году эти цифры соответственно составили 1,2 тысячи, и 8,7 тысячи человек .

Таким образом, происходящие процессы на брачном рынке Таджикистана нельзя связывать только с активизацией внешней миграции населения. Эти процессы находятся под влиянием перестроечных процессов не только в Таджикистане, но и в странах СНГ, а также в ряде других зарубежных стран.

Выявленные выше особенности в брачности населения Таджикистана в трансформационный период нашли определенное подтверждение в материалах социологического опроса, проведенного Институтом демографии Академии наук Республики Таджикистан в 2005 году.

Становление рыночной экономики и происшедшие политические события оказали серьезное влияние на динамику всех демографических процессов, на сложившиеся жизненные ценности, на мотивационное поведение населения. В этом плане большой научный и практический интерес представляет изучение мотивов вступления в брак. Для этого Институт демографии Академии наук Республики Таджикистан в 2005 году провел социологический анкетный опрос 977 женщин и мужчин в ряде городов и сел Республики Таджикистан.

Результаты исследования представлены в таблице 16.

Таблица 16. Основные мотивы вступления в брак населения Республики Таджикистан (опрос 2005 года, в %)

Мотивы вступления в брак

Мужчины

Женщины

Всего

1. Отношения любви и взаимного уважения

2. Улучшение материального положения

3. Желание улучшить жилплощадь

4. Во избежание одиночества

5. По желанию родителей

Из данных таблицы 16 видно, что более 50 процентов юношей и девушек вступают в брак по любви. Это важный показатель для формирования эгалитарных типов семей.

Около четверти опрошенных мужчин и треть женщин вступали в брак по желанию родителей, что свидетельствует о серьезном влиянии традиций и обычаев на формирование семьи. На третьем месте стоит материальный мотив и на четвертом - психологический мотив. К другим мотивам относятся - желание иметь семью, желание иметь детей, производить потомство и т.д. На долю этого мотива приходится, в целом 3,9 процента опрошенных.

Сравнение полученных данных с результатами социологического исследования в 1983-1984 годах показывает, что, как и прежде, первое место среди мотивов вступления в брак занимают возникшие отношения любви и взаимного уважения. В 1983 году на долю этого мотива приходилось 44,9%, спустя 22 года - 54,2%.

По обследованию 1983 года второе место по значимости вступления брак занимало желание родителей - около 30%, а по обследованию 2005 года - 26,6%.

Третье место, по обследованию 1983 года, занимал мотив улучшения материального положения, а в 2005 году - избежание одиночества и на четвертом месте в 1983 году был мотив избежать одиночества, а в 2005 году - улучшение материального положения .

Отсюда следует, что спустя 22 года главенствующие мотивы вступления в брак - «возникшие отношения любви и взаимного уважения» и «по желанию родителей» остаются в силе.

В новых условиях наблюдается значительное снижение числа браков, что требует изучения причин и мотивов такой динамики. Для этого обратимся к материалам таблицы 17.

Таблица 17. Мотивы, сдерживающие молодежь от вступления в брак в Республике Таджикистан (опрос 2005 г), в %

Мотивы

г. Душанбе

Хатлонская область

Согдийская область

Всего

Отсутствие средств для свадьбы

Отсутствие жилья

Не нашел желаемого спутника жизни

Плохое здоровье

Хочу иметь хороший доход, чтобы содержать семью

Хочу завершить учебу

Отсутствие желания для вступления в брак

Из таблицы 17 видно, что главным мотивом, сдерживающим вступление женщин в брак, является - «Не нашла желаемого спутника жизни» (38,7 %), а для мужчин - «Желание завершить учебу» (23,2%).

Если сгруппировать эти мотивы на экономические и социально-психологические, то экономические мотивы, сдерживающие мужчин от вступления в брак, занимают (отсутствие средств для свадьбы, отсутствие жилья, желание иметь хороший доход) 59,6 процента, а для женщин этот мотив занимает 24,7 процента. Это объясняется тем, что для женщин эти мотивы сравнительно малозначимы, тогда как для мужчин они являются определяющими для вступления в брак.

Для женщин на первом месте стоит социально-психологический мотив («Не нашла желаемого спутника жизни» и «Хочу завершить учебу») - 64,5 процента. Мотив - «отсутствие желания для вступления в брак» объясняется стремлением молодежи получить образование, хороший заработок, отслужить юношам в армии и потом подумать о женитьбе и т.д. Иначе говоря, в жизни молодежи происходит ревизия жизненных ценностей.

При социализме учет брачности населения был поставлен хорошо. Двоеженство каралось законом и поэтому, в основном, в Таджикистане было распространено законно зарегистрированное однобрачие.

В новых условиях вопрос формирования семьи и брака значительно демократизировался, что породило развитие негласного института незарегистрированных браков.

В Республике Таджикистан незарегистрированные браки функционируют в двух формах.

Первая форма основана на религиозном заключении брака. Были семьи, которые всю жизнь прожили без государственной юридической регистрации, и лишь когда в старости вставал вопрос о пенсии, они вступали в официальную регистрацию. Такие формы заключения брака существуют и в настоящее время. Они относятся к незарегистрированным бракам.

Вторая форма незарегистрированных браков распространяется в связи с развитием рыночных отношений. Всем известно, что имеется много мужчин, которые, не разводясь с официально зарегистрированной женой, вступают во второй или третий брак (многоженство) на основе религиозной регистрации. Их точное число неизвестно, но все знают об этом факте. В основе этой формы брака лежит хорошее экономическое положение новых мужей и тяжелое экономическое положение части женщин, которые по тем или иным причинам не могут вступить в официальный брак или не могут прокормить себя и детей (по разным причинам), или не могут найти свободного жениха и поэтому соглашаются быть второй и третьей женой.

Религия Ислам и народный обычай в Республике Таджикистан осуждают добрачные сексуальные связи юношей и девушек. В новых условиях происходят серьезные сдвиги в этой области. Одной из причин, позволяющих молодежи неофициально вступать в сексуальные связи, является широкое распространение средств контрацепции и других медицинских методов сохранения «целомудрия» девушек. Однако эти процессы происходят не в рамках семьи, а во внесемейных отношениях между мужчинами и женщинами. Рост проституции, являясь спутником рыночной экономики, стал быстро распространяться среди населения, что, естественно, имеет далеко идущие демографические последствия. В свете изложенного встает вопрос: как относятся мужчины и женщины к наличию у них добрачного сексуального опыта?

Материалы проведенного Институтом демографии Академии наук Республики Таджикистан в 2005 году социологического опроса представлены в таблице 18.

Таблица 18. Мнение опрошенных о наличии опыта сексуальных отношений до вступления в брак в Республике Таджикистан (опрос 2005 года)

Территории

Одобряю

Против

Затруднились ответить

Итого

число

число

число

число

г. Душанбе

Согдийская область

Хатлонская область

В целом, 67,9 процента опрошенных против наличия сексуального опыта до вступления в брак, в том числе 71,7 процента женщин и 64,1 процента мужчин. Более 26 процентов мужчин и 13,3 % женщин одобряют наличие сексуального опыта и 9,7 мужчин и 15 процентов женщин затруднялись ответить на этот вопрос. Такое же мнение опрошенных зафиксировано в отдельных регионах Таджикистана. Изложенное свидетельствует о том, что вопрос сохранения целомудрия девушек и юношей в настоящее время сохраняет свое ведущее значение в брачно-семейных отношениях населения. Распространение среди части женщин проституции в большей степени связано с серьезными экономическими проблемами, с которыми может сталкиваться семья.

Следовательно, проблема укрепления моральных основ семьи и общества в современных условиях - проблема, прежде всего экономическая.

Экономические проблемы также породили практически в открытой, неофициальной форме многоженство. Этим «благом», конечно, пользуются не все мужчины, а только их зажиточная часть, которая имеет возможность содержать двух-трех жен. Доля таких мужчин невысока. Основная часть населения (наверно, небогатых) является однолюбами.

Из всех опрошенных 93,1 процента являются сторонниками иметь одну жену или одного мужа, в т.ч. 90,1 мужчин и 96,0 процента женщин. Вместе с этим, 4,8 процента, в т.ч. 2,8 женщин и 7,0 процента мужчин являются сторонниками иметь двух мужей (жен) и 1,5 процента желают иметь 3-4 жен, а 0,6 процента опрошенных затрудняются ответить на этот вопрос.

В ответах респондентов имеются высказывания о том, что при благоприятных экономических условиях могли бы иметь еще одну жену, но пока этого сделать не могут. В целом, хотя многоженство имеет место в неофициальном виде, но доля этого феномена является небольшой. Основная часть населения ориентируется на одного мужа или одну жену.

В целом, респонденты выразили свое отношение к многоженству так: 50,0 процентов - отрицательно, 23,5 % затруднялись ответить и 26,5 процента относятся положительно.

Прошедшая гражданская война, в которой погибли десятки тысяч молодых юношей, развивающаяся безвозвратная внешняя миграция и экономические трудности в семьях, порожденные становлением рыночных отношений, являются основными причинами того, как интенсивно распространяется ситуация, при которой молодые женщины и девушки становятся вторыми или третьими женами.

Кроме этого, когда женщины идут на такой путь, то, по всей вероятности, они имеют какой-то мотив действия. Знание этих мотивов является чрезвычайно важным для разработки мер по формированию семьи и укреплению брачно-семейных отношений.

Проведенный опрос 220 женщин, которые являются 2-3 женами, позволил выявить мотивы их действий. Результаты опроса представлены в таблице 20.

Таблица 20. Мотивы вступления в неофициальный брак в качестве 2-3 жены женщин Pecпyблики Таджикистан (опрос 2005 г, в %)

Мотивы

Хатлонская область

Согдийская область

г. Душанбе

Итого

Отсутствие личного жилья

Не хочу, чтобы дети росли без отца

Возникшие отношения взаимоуважения

Стремление улучшить материальное положение

Желание улучшить жилищные условия

Избежание одиночества

Влияние родителей

Неудачный первый брак

Уход мужа

Другие причины

Из таблицы 20 видно, что 40,0 процентов женщин становятся 2-3 женами в связи с возникшими отношениями любви и уважения к женатым мужчинам. На втором месте стоит мотив в связи с неудачным первым браком, когда женщины согласны вступить в повторный брак на правах 2-3 жены. На третьем месте стоит мотив «влияние родителей». Материальные мотивы составляют (отсутствие жилья, желание улучшить материальное положение, желание улучшить жилищные условия) - 19,6 процента. Нежелание, чтобы дети от первого брака росли без отца, занимает 9,0 и уход мужа - 3,6 процента. Другие причины включают желание в связи с возрастом иметь семью и иметь детей.

Обратной стороной брачности является развод. Среди населения Таджикистана развод воспринимается как весьма нежелательное явление. В случае возникновения разводной ситуации в семье всем миром делалось все, чтобы предотвратить развод. За последние 10-15 лет вопрос развода среди большей части населения стал обычным явлением. Общество не так сильно осуждает факт развода семьи, что, по всей вероятности, связано с демократизационными процессами в обществе, с получением более широкого доступа населения к мировым информациям (телевидение, видео и т.д.), но, несмотря на это, семья как ячейка общества, твердо сохраняет основу общества.

В новых условиях (1991-2004 годы) динамика разводов населения представлена в таблице 21.

Таблица 21. Общие показатели разводимости населения Таджикистана за 1991-2004 годы

годы

Число зарегистрированных разводов, тысяч человек

На 1000 населения разводов

Число разводов на 100 браков

Из данных таблицы 21 видно, что число зарегистрированных разводов за 1991-2004 годы уменьшилось на 5,0 тысячи или в 3,3 раза, а, как показано выше, число вступивших в брак уменьшилось в пределах двух раз. С началом трансформационных процессов этот показатель быстро снижался и составил около 30 процентов от уровня 1991 года. За 1990-1995 годы на развод оказал влияние распад так называемых «интернациональных» семей из-за нежелания одного из брачных пар выехать на историческую родину жены (мужа).

В последующие годы снижение числа разводов объясняется следующими обстоятельствами:

Надо также отмерить неполноту учета числа разводов в тех случаях, когда разводятся семьи, сформированные не по юридической регистрации, а по религиозным обычаям.

По сравнению с другими странами, разводимость населения Таджикистан многократно ниже. Так, в 2001 году в России общий коэффициент разводимости населения составил 5,3 на 1000 населения, что в 13 раз выше, чем в Таджикистане .

В разводимости населения Таджикистана происходят такие качественно новые процессы, как рост расторгнутых браков по продолжительности брака. Так, в 1991 году продолжительность расторгнутых браков составляла 8,7 года и, постепенно увеличиваясь, в 2000 году достигла 10,1 лет.

Изменяется число детей в разведенных семьях. Так, в 1990 году доля разведенных семей по числу детей составила: без детей - 43,0 процента, с одним ребенком - 33,0 процента, с двумя детьми - 24,0 процента.

В 1999 году эти цифры соответственно составили 47,0 процентов, 23,0 процента и 30,0 процентов. Иначе говоря, доля разведенных семей, не имеющих детей и с двумя и более детьми увеличилась.

Одной из причин такой динамики разведенных семей с детьми являются экономические трудности. Известно, что в таджикских семьях, в основном главой семьи и ее кормильцем является муж. Зачастую глава семьи оказывается не в состоянии выполнять эту свою функцию, и нередко решение данной семейной проблемы завершается разводом независимо от числа детей в семье.

За последние 15 лет в жизни Таджикского народа произошли серьезные политические, экономические и социальные изменения. В связи с этим возникает вопрос: как все это повлияло на мотивационное поведение населения в области развода?

С этой целью было проведено социологическое исследование, результаты которого представлены в таблице 22.

Таблица 22. Мотивы развода семей в Республике Таджикистан (опрос 2005 года, в %)

Хатлонская область

Согдийская область

г. Душанбе

Итого

Неудовлетворенность материальным положением семьи

Неудовлетворенность жилищными условиями

Нежелание жить вместе с родителями и родственниками

Отсутствие детей

Отсутствие любви

Измена супругов

Появление нового чувства

Аморальное поведение супругов

Отсутствие гармонии в интимной жизни

Судимость супруга

Алкоголизм

Ревность

Болезнь супругов

Отсутствие взаимопомощи в хозяйстве

Отсутствие перспективы роста по службе супруга

Другие мотивы

Для упрощения анализа мотивы развода разделили на экономические, социальные и психологические. В первую группу входят такие мотивы, как неудовлетворенность материальным положением семьи, неудовлетворенность жилищными условиями, отсутствие кооперации труда в домашнем хозяйстве. На долю этих мотивов в целом приходится 12 процентов от всех мотивов.

В группу социальных мотивов входят: нежелание жить с родителями и родственниками, измена одного из супругов, аморальное поведение одного из супругов, судимость супруга, алкоголизм супруга. На долю этих мотивов приходится 27,8 процента. Остальные мотивы входят в группу психологических мотивов - 60,2 процента.

Казалось бы, в условиях тяжелых экономических условий на первом месте должны быть экономические мотивы развода, однако этого не наблюдается. Психологический мотив занимает ведущее место, затем социальный мотив и экономический мотив развода. Такое же соотношение мотивов развода было зафиксировано 22 года тому назад . Отсюда следует, что становление рыночных отношений пока серьезного влияния на структуру мотивов развода не оказало.

Статистические данные показывают, что доля мужчин, разводившихся в старших возрастах, имеет тенденцию роста. Это является весьма печальным фактом в жизни семьи. Для выявления мотивов развода мужчин старше 50 лет проведен анкетный опрос среди этой категории разведенных. Результаты представлены в таблице 23.

Таблица 23. Мотивы развода мужчин в возрасте 50 лет и старше в Республике Таджикистан (опрос 2005 года, в %)

Мотивы

Доля в %

Психологическая несовместимость

Несовместимость по возрасту

Половая несовместимость

Духовная несовместимость

Финансовая несовместимость

Появление нового чувства

Болезнь супруга

Отсутствие любви к супруге

Вступление в брак по желанию родителей

Хочу жить по своему желанию

Безразличие жены к мужу

Выезд мужу за пределы страны

Другие причины

Из данных таблицы 23 видно, что самый большой удельный вес приходится на долю других мотивов. Их содержание сводится к тому, что часть юношей в молодости женилась не по любви, а по желанию родителей. Со временем, с рождением нескольких детей, мужья не могли оставить их и ждали, когда дети вырастут, обустроятся, и потом осуществить развод.

Кроме этого, женщины к 45-50 годам «изнашиваются», тогда как мужчины выглядят молодо. Это наталкивает мужчин на поиски новой невесты, новых чувств, тем более, если они женились в свое время без любви.

Другая часть мужчин разводится с женой в связи с изменой жены, а также, если интернациональный брак, то по причине выезда в страну исторического происхождения одного из супругов.

С возрастом между мужем и женой может возникнуть психологическая, возрастная, сексуальная, духовная и т.д. несовместимость, особенно если между супругами имеется большое различие в уровне образованности или если небольшой разрыв в возрасте между ними.

Много мужчин, которые достигли 50 лет и старше, даже не разводясь с регистрированной женой, живут с другой, более молодой, юридически регистрированной женой. Все это говорит о том, что развод семей в старшем возрасте связано, прежде всего, не с экономическими, а с психологическими, биологическими, социальными и духовными мотивами.

Данный демографический феномен требует более углубленного исследования.

Народное хозяйство Таджикской ССР в 1989 году. - Душанбе, 1991. -с.19
Население России 2001 год. Девятый ежегодный демографический доклад. - М., 2002 - С. 30
Семья и дети в Республике Таджикистан. Статистический сборник. - Душанбе, 2002. - С.32
Исламов С. И. Демография Таджикистана- Душанбе, 1985. -С. 90-91.
Исламов С.И. Демография Таджикистана. - Душанбе, 1985 г. -С. 84.
Население России в 2001 году. Девятый ежегодный демографический доклад. - М., 2002. - С. 30.
Исламов С.И. Демография Таджикистана. - Душанбе, 1985 -С. 112.

Трудовая миграция из Республики Таджикистан в Российскую Федерацию – одна из самых многочисленных среди стран бывшего СССР. На территории нашей страны, по данным ГУВМ МВД, постоянно находится от 800 тыс. до 1 млн таджикских граждан. Подавляющее большинство мигрантов – мужчины (женщины составляют всего пятую часть). Если учесть, что среди них преобладают молодые мужчины (от 18 до 40 лет), большинство из которых не женаты, симпатичны, трудолюбивы и не злоупотребляют спиртным, то неудивительно, что многих россиянок интересует, как зарегистрировать брак с таджиком в России.

Как заключить брак с иностранцем в России

Браки с иностранными гражданами в РФ – довольно распространенное явление. Заключение брачного союза на территории России и по российским законам позволяет обеспечить ее гражданам определенную защиту их прав в случае возникновения в дальнейшем форс-мажорных ситуаций.

Порядок оформления брака гражданина РФ с иностранцем изложен в статьях 156-167 VII раздела Семейного кодекса РФ (СК РФ).

Для заключения такого брака необходимо соблюсти условия: достижение брачного возраста и обоюдное согласие вступить в брак (ст. 12 СК РФ), удостовериться в отсутствии причин, которые не позволяют заключить этот брак (ст. 14 СК РФ – другой брак, состояние в родстве и др.).

Далее следует подготовить пакет официальных бумаг, в том числе доказательства легального нахождения иностранного партнера в РФ, справку о возможности вступить в брак от уполномоченного органа страны гражданства партнера и др.

Через месячный срок после подачи заявления будет произведена процедура бракосочетания.

Брак, который был оформлен в России, должен пройти легализацию и в стране проживания супруга-иностранца.

Ограничения на браки с иностранцами для таджиков: чем это грозит

Для тех случаев, когда один из будущих молодоженов – иностранный гражданин, статья 12 Семейного кодекса Республики Таджикистан выдвигает два дополнительных требования:

  • иностранец обязан прожить в Таджикистане полный год, предшествующий браку;
  • брачный договор обязателен и должен быть заключен до брака.

Говоря о брачном договоре с иностранцем, статья 42 СК Республики Таджикистан предписывает оговорить в нем имущественные вопросы, распределение обязанностей по обеспечению потомства, обеспечение супруга и детей собственным жильем и содержание супруга в случае его нетрудоспособности.

За эти положения Таджикистан уже был подвергнут критике со стороны ООН. Такое внимание к иностранным гражданам не случайно (подобные ограничения ранее уже были введены в Туркмении). Официальное объяснение властей гласит, что внесенные в законодательство поправки должны защитить таджикских женщин от насилия и обмана со стороны иностранцев, прежде всего граждан Афганистана, КНР, Германии.

Настоящих причин на самом деле больше:

  • тяжелая экономическая ситуация – более половины бюджета страны составляют перечисления трудовых мигрантов;
  • сложная демографическая ситуация – диспропорция в численности мужского и женского населения, на что повлияли гражданская война, которая в конце 1990-х годах унесла до 100 тыс. жизней мужчин, и выезд на заработки за границу наиболее активного и молодого мужского населения и др.;
  • крайне тяжелое положение таджикских женщин в обществе – большинство женских самосожжений приходится именно на эту страну.

Как эти меры отразились на жизни таджиков? Количество интернациональных браков, заключенных в Таджикистане, сократилось с 700 (в 2010 г.) до 100 (2016 г.). Это затронуло, прежде всего, браки с «дальним» зарубежьем. Иная ситуация с гражданами из бывшего СССР. Традиционные брачные связи таджиков с узбеками и киргизами сохраняются и ныне (но вместо оформления брака в ЗАГСе совершают мусульманский брак – никах или завадж).

Смешанные браки таджиков и русских стали здесь привычными, в особенности начиная с послевоенных 1940-х годов. С развалом СССР эти связи не разорвались, а традиционная трудовая миграция привела к тому, что тысячи молодых таджиков годами жили в России, в современных мегаполисах, знакомились с россиянками, проживали с ними в гражданском браке и, естественно, рано или поздно (как правило, с рождением ребенка) возникал вопрос о легализации отношений. Поэтому ситуация, когда жена – русская, муж – таджик, ни у кого особого удивления не вызывает.

Тем более, что Таджикистан – участник Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в Минске в 1993 году (ратификация в 1994 г.). Согласно части III («Семейные дела») данного нормативного акта, вводится облегченный режим в бракосочетаниях между гражданами стран-участниц. Это, прежде всего, касается взаимной легализации брачных свидетельств: документы, которые официально выданы в одном государстве, не нуждаются в дополнительной легализации на территории других (достаточно представить нотариально заверенный перевод документа).

Регистрация брака: необходимые документы

Документы в ЗАГС для заключения брака с таджиком в России подаются лично.

Их перечень одинаков для всех таких случаев:

  • заявление;
  • документы, которые могут засвидетельствовать личность (оригиналы и копии гражданских паспортов, перевод паспорта, заверенный у нотариуса);
  • справка из посольства или консульства Таджикистана о возможности вступления в брак в России и об отсутствии для этого препятствий (достигнут брачный возраст, отсутствует другой брак и др.), должна быть переведена на русский язык, а подпись переводчика заверена нотариусом;
  • документ, который подтверждает законность пребывания иностранца в пределах РФ (виза, миграционная карта, вид на жительство и др.);
  • квитанция об уплате каждым из заявителей госпошлины (350 руб.).

Кроме того, могут также потребоваться свидетельство (при наличии такового) о разводе с предыдущим супругом или его смерти, при экстренной ситуации (роды, беременность, опасность для жизни одного из супругов и др.) – дополнительные бумаги.

Более подробная информация о том, что необходимо для оформления брачных отношений с иностранцем, представлена в статье «Документы для регистрации брака с иностранцем».

Где можно зарегистрировать брак с гражданином Таджикистана

В положениях статьи 156 СК РФ говорится, что независимо от гражданства брачующихся лиц, процедура и порядок для всех одинаковы. С заявлением о желании вступить в брак можно обратиться в любой ЗАГС, Дворец бракосочетаний или в орган местного самоуправления, который правомочен регистрировать акты гражданского состояния на территории России без привязки к месту регистрации.

Заявления нужно подавать лично (возможна подача одним лицом обоих заявлений при наличии нотариально заверенной доверенности). Можно также воспользоваться услугами МФЦ или порталом Госуслуг – подать электронные заявления, уплатить пошлину онлайн, занять очередь и др.

Если же гражданка РФ, москвичка, собирается выйти замуж за гражданина Таджикистана в Москве, для регистрации брака не обязательно привязываться ко Дворцу бракосочетания № 4 (где регистрируют браки с иностранцами), процедуру бракосочетания можно совершить в любом столичном ЗАГСе (кроме Замоскворецкого и Люблинского).

Религия и брак: связана ли вера и многоженство

Таджикистан – светская страна, но ислам играет в ее жизни большую роль. Среди трудовых мигрантов много верующих мусульман, которые активно исповедуют свою веру, совершают пять раз в сутки намаз, читают Коран, придерживаются постов. Но как это может коснуться будущей супруги и чего бояться в браке с таджиком – иной веры или супружеской измены? Ислам позволяет своим верующим брать в жены христианок (мусульмане признают Иисуса одним из Пророков).

Брак в исламе – не таинство, как в православии, это своего рода договор между мужчиной и женщиной, но интересы женщины защищены полностью. Исламские теологи допускают наличие четырех жен у одного мужа, но главное в этом случае: у всех жен должны быть равные и достойные условия для жизни. При этом необходимо заручиться согласием первой жены на брак с другой женщиной. В Таджикистане многоженство официально запрещено и карается по закону, но неофициально существует (вспомним о положении таджикских женщин).

Если гражданин Таджикистана женится на русской девушке по взаимной любви, опасаться нечего, если же им движут иные помыслы, то возможен обман, мошенничество, а это уже уголовно наказуемо.

Быть гражданином России и Таджикистана: двойное гражданство

В 1995 году был подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства, который автоматически продлевается каждые пять лет. Согласно договору, граждане РФ и Таджикистана могут приобретать гражданство другого государства без утраты собственного. Статус бипатрида имеет как плюсы, так и минусы.

В Таджикистане такие лица лишаются права быть госслужащими, членами избиркомов, учредителями телеканалов, которые вещают в стране, российские граждане с двойным гражданством должны в двухмесячный срок с момента принятия таджикского гражданства письменно сообщить об этом в территориальный орган ГУВМ МВД.

Вместе с тем, бипатриды пользуются всеми правами и социальными гарантиями обоих государств. Так, граждане Таджикистана имеют право на безвизовый въезд в РФ, миграционные послабления и на упрощенное принятие российского гражданства и др.

Фиктивный брак с гражданином Таджикистана: причины и возможные последствия

В мировой практике под фиктивным браком понимают действия, предпринимаемые для достижения корыстной цели (материальные выгоды, упрощенное получение гражданства и др.), в результате которых полноценная семья не создается (после регистрации брака супруги вместе не проживают). Фиктивность брака трудно доказать, особенно в случае рождения ребенка.

Российское законодательство лояльно в этом вопросе и не предполагает наказаний за такой брак, но при обнаружении фиктивности, такой брак объявляется недействительным и все правовые его последствия и приобретенные привилегии также отменяются.

В странах ЕС и США к фиктивным бракам относятся крайне негативно: практикуются расследования с опросом соседей, знакомых, изучение переписки, фото- и видеоматериалов, включая уголовное преследование – лишение свободы на срок до трех лет.

На какие выгоды от заключения брака с россиянками рассчитывают таджики

Заключение брака влечет за собой не только новые обязанности, лишние финансовые и временные затраты, но и предполагает наличие определенных плюсов. Это радости совместной жизни с любимым человеком, продолжение рода, взаимная моральная и материальная поддержка. Говоря о том, зачем таджики женятся на русских женщинах, следует отметить, что, помимо традиционных выгод от брака, присутствует еще ряд специфических бонусов:

  • весомое основание для получения РВП и возможность легального пребывания в РФ, не опасаясь проверок органов МВД;
  • расширение возможностей в трудоустройстве;
  • право на получение в упрощенном порядке российского гражданства после трех лет совместной супружеской жизни.

Альтернативные способы получения российского гражданства для таджиков

Обретение российского гражданства гражданином Таджикистана возможно обычным путем и упрощенным, когда требуется меньшее число документов, сокращаются сроки, меньше размер пошлины и др. Наиболее популярный способ пойти по упрощенному пути – брак. Заключение брака с российским гражданином не позволяет автоматически обрести такой же статус иностранному супругу, но может ускорить этот процесс.

Кроме брака, существует еще ряд вариантов получить гражданство РФ в упрощенном порядке:

  • один из родителей – гражданин РФ;
  • был рожден на территории РСФСР;
  • закончил вуз в СССР и является носителем русского языка;
  • был участником Великой Отечественной войны;
  • окончил российский вуз после 2002 года и др.

Ускорить процесс также могут владение дефицитной в РФ профессии, выдающиеся заслуги в науке, спорте, культуре, а также признание беженцем.

Обычный путь обретения гражданства РФ включает несколько этапов и требует более длительного времени.

Как развестись с таджиком

Развод с гражданином Таджикистана регулирует статья 160 СК РФ, которая посвящена вопросам расторжения брачного союза между россиянами и иностранцами. Расторжение брака производится по российским законам с обязательным подтверждением в консульстве Таджикистана в соответствии с законодательством этого государства. Развод после получения таджиком гражданства РФ будет регулироваться статьями 18-26 СК РФ, то есть как расторжение брачного союза между гражданами РФ.

Регистрация брака с иностранцем в России: Видео