Домой / Отношения / Что делать, если у ребенка появились воображаемые друзья. Ребенок разговаривает с воображаемым другом. Что делать? Что делать если у ребенка появился воображаемый друг

Что делать, если у ребенка появились воображаемые друзья. Ребенок разговаривает с воображаемым другом. Что делать? Что делать если у ребенка появился воображаемый друг

«Мама, а у меня есть друг! Он самый лучший, мы с ним играем и веселимся!» — взволновано говорит малыш маме. Мама очень рада, что ее ребенок уже дружит с кем-то, ведь дружба очень важна в жизни детей. Но ее радость сменяется растерянностью, а затем и страхом, потому что у малыша друг не настоящий, а придуманный. Сайт для мам сайт рассказывает, стоит ли паниковать, если у вашего чада появился вымышленный друг.

Почему появляется вымышленный друг?

Психологи говорят, что очень много детей придумывают себе друзей, и что сразу пугаться этого не стоит. Не стоит считать, что эти выдумки – патология или проблема в общении со своими сверстниками. В возрасте примерно от 3 до 7 лет одни дети дружат с любимой игрушкой, а другие, если воображение уже хорошо развито, создают себе лучшего друга в мыслях. Причем вымышленный лучший друг может появиться у любого ребенка вне зависимости от его характера, семейной обстановки.

Причин появления придуманного друга множество.

Фантазии

Причина появления друга-невидимки – обычная бурная фантазия ребенка. Он просто сочинял, придумывал и нафантазировал себе интересного друга. И это абсолютно нормально. Обычно с таким вымышленным другом расстаются быстро, самое позднее к школе.

Здесь более важно поведение родителей. Не нужно одергивать малыша, кричать на него, ругать и угрожать. Не нужно высмеивать его фантазию или говорить: «Прекрати сочинять!», «Да нет такого друга!», «Какая ерунда!».

Поверьте, для вашего малыша друг – сосем не ерунда. И таким поведением вы можете с легкостью простую безобидную фантазию превратить в патологию или добиться того, что ваш ребенок не будет вам доверять.

Еще одно последствие такой вашей реакции – ваш малыш разучится мечтать и фантазировать. Представьте, что ждет малыша в жизни без мечты. А как тяжело ему будет учиться без развитого воображения.

Лучше расспросите подробнее своего малыша про нового вымышленного друга. Проявите интерес, участие. Пусть малыш фантазирует вволю.

Дефицит внимания

Нехватка внимания со стороны родителей также может стать причиной появления невидимки. Ведь если папа на работе, мама тоже занята, никто не может (или не хочет) играть с ребенком. Ему на выручку приходит вымышленный друг, который всегда найдет время на игру с малышом.

В этом случае «друг» — показатель одиночества ребенка.

Боязнь наказания

Иногда придуманный друг спасает малыша от наказания. Возможно, родители слишком строги с малышом и ему приходится находить того, кто будет во всем виноват. Но если «друг» малыша постоянно безобразничает, разбрасывает вещи и игрушки, то вам достаточно сказать своему ребенку, что вы не хотите играть с его другом, потому что он вас сильно огорчает и обижает.

Страхи и проблемы

Бывает, что придуманный друг – показатель страхов ребенка, проблем с общением со сверстниками. Такую причину легко вычислить, ведь тогда малыш отказывается дружить с настоящими детьми и вымышленный лучший друг не исчезает со временем. Ребенок воспринимает друга слишком серьезно, а все, что с ним происходит, принимает близко к сердцу.

В особых случаях такой «друг» остается на всю жизнь.

Вымышленный друг: что делать?

Для начала, как мы уже выяснили, не нужно пугаться этого друга. Попробуйте поиграть в него с ребенком. А лучше используйте его в своих целях.

Например, можно с помощью такого придуманного друга выяснить, что думает ребенок на самом деле о садике, о воспитателях, о событиях, да и о самих родителях.

Поверьте — то, что ребенок не может сказать вам лично, он обязательно расскажет при помощи своего друга.

Можно использовать такого приятеля и для привлечения ребенка к , помощи маме по уходу за домом и так далее.

Постарайтесь уделять малышу больше внимания. Показывайте, как сильно вы любите своего ребенка. Ведь, как говорит герой Ромена Роллана: «Дух создаёт, чего ему недостаёт». Пусть у вашего малыша не будет недостатка в любви.

Очень действенный способ избавления от «друга», если он мешает малышу развиваться и захватил все внимание и пространство малыша, это отправить невидимого приятеля отдыхать, в путешествие. А в это время придумать для своего ребенка интересное занятие, а может игру.

Если ваш ребенок уже постарше, то можно переключить его фантазию про вымышленного друга на придумывание сказок. Рассказать про писателей, которые пишут придуманные истории и сказки. Пусть ваш ребенок попробует свои силы в качестве писателя.

Итак, как мы выяснили, вымышленный друг не всегда свидетельствует о том, что с малышом что-то не так. И порой такой друг может даже помочь родителям в воспитании ребенка.

Самое главное здесь не перегнуть палку и не заигрываться, уметь вовремя остановиться. А еще важнее уметь показывать ребенку свою любовь. Цените своих малышей и не бойтесь показать их значимость для себя. Возможно, тогда вашему ребенку не понадобится вымышленный друг.

Ешьте вместе.

Исследования показывают, что дети, которые обедают или ужинают за столом вместе с родителями, лучше питаются и испытывают меньше проблем с желудочно-кишечным трактом в подростковом возрасте.


У ребенка появился невидимый друг. Мама в панике: «Это аутизм», «мой ребенок страдает от одиночества». Но может быть, это просто чистый, искренний ребенок с богатой фантазией? Как разобраться?

Обычно придуманные друзья появляются от недостатка родительской любви или, как это ни парадоксально, от ее избытка. Если с первым понятно, что делать – чаще говорить, как любим и дорожим, чаще обнимать и прижимать к себе, то как разобраться со вторым?

Воображаемый друг спасает ребенка от излишней родительской любви, не оставляющей ему ни минуты для себя. А ребенку, так же, как и взрослому, нужно личное пространство – и поле для маневров, чтобы не папа с мамой решали, что есть, где гулять, с кем дружить, а ребенок сам мог влиять на свои действия. Надо ослабить свою хватку, перестать ежечасно контролировать ребенка, и тогда у него появятся самые обычные друзья.

Но воображаемый друг появляется и по другим поводам.

Расспросите сына или дочку – кто он, какой он, как познакомились, чем занимаются, во что играют (и ни в коем случае не сомневайтесь в его существовании)? Попросите нарисовать этого друга. Послушайте, как, с какими интонациями ребенок рассказывает о нем.

Если друг приходит по вечерам перед засыпанием, возможно, ребенок так трансформирует свой страх темноты. Помогите малышу - маленький ночник, сказки на ночь, любимая игрушка в постели – и страх уменьшится.

Если невидимый друг появился у старшего после появления вполне реальной младшей сестры, это говорит о том, что ему не хватает родительского тепла, и он чувствует себя брошенным.

Тайный приятель может появиться, когда родители очень строгие – тогда за счет игр с воображаемым товарищем можно компенсировать все, чего недостает в реальной жизни – пошалить, оставить неубранными игрушки, съесть все варенье и, наоборот, не есть гороховый суп.

Воображенного друга нельзя запрещать, лучше с ним подружиться Иногда на такого друга ребенок сваливает все свои проделки или, наоборот, делает его «мальчиком» для битья, выговаривая или ругая его за проказы. Прислушайтесь и, возможно, услышите до боли знакомые интонации. Свои собственные. Так ребенок снимает с себя тот груз ответственности, который вы на него хотите положить, и который он еще не может выдержать.

Иногда это друг-защитник, который спасает ребенка от обидчиков и неприятностей. Если это ваша история, тогда стоит оглянуться вокруг и поискать источники стресса в реальной жизни.

Но чаще всего воображаемый друг появляется у детей, которым не хватает возможности или умения дружить с настоящими, вполне себе живыми детьми. И здесь без вашей помощи ему не обойтись. Если он сидит дома с няней или бабушкой, создайте ситуации общения. Время от времени спрашивайте – не хочет ли он пригласить в гости кого-нибудь? Приглашайте сами, ходите в гости, найдите место, где у него будет возможность общаться.

Если он не умеет дружить, научите. Обсуждайте не только поступки ребенка и его друзей, но и чувства, которые они вызывают. Найдите время, чтобы рассказать ребенку о настоящей дружбе. О том, что это не только общие развлечения, но еще доверие и прощение – с последним все чаще возникают сложности. Умеет ли ваш ребенок прощать? Сейчас, когда ребенок в семье часто бывает единственным, ему не приходиться делить игрушки или драться за велосипед, но точно также ему не приходится просить прощения и мириться.

Психологи отмечают, что дети часто отказываются от командных игр, потому что не умеют проигрывать. Нетерпение оборачивается неумением договариваться, играми в одиночестве и грозит одиночеством потом. Только не пугайтесь детских размолвок, они бывают всегда. И как ни парадоксально, для профилактики одиночества маленькому ребенку иногда нужно оставаться одному. Если он с детства привыкает быть в центре внимания мамы, папы, бабушки, дедушки, дяди, тети, то ему трудно почувствовать вкус к общению, а с ним и интерес к другим людям. Вот почему иногда стоит чуть подольше предоставлять его самому себе, чтобы успел соскучиться.

Научите ребенка волшебной фразе «Давай играть вместе» - и тогда ему будет намного проще найти настоящего друга.

Когда все же стоит волноваться?

Если игры в фантазиях достаточно мрачные.

Если у ребенка исчез аппетит.

Если он потерял интерес к реальным играм.

Если ребенок начинает очень сильно грустить из-за ссоры с воображаемым другом.

Взрослые люди устроены удивительно скучно. Они верят в то, что видят или, в крайнем случае, в то, что прочли в умных книжках без картинок. А когда рассказываешь им о том, что есть на самом деле, они не верят, ругаются или с беспокойно-ласковыми лицами предлагают съездить в гости к «доброму дяде детскому психиатру».

Ребенок же живет в совершено другом волшебном мире: в мире, где Карлсон столь же реален, как «домомучительница» фрекен Бок, где варежка может стать преданным щенком, а Чеширский кот умеет исчезать, оставляя только улыбку.

Воображаемые друзья появляются у детей обыкновенно в возрасте 3-5 лет. Это абсолютно нормальное явление, обусловленное развитием воображения и творческих способностей.

Воображаемые друзья бывают разными: игрушка, которую ребенок наделяет человеческими качествами, призрачный друг, которому малыш требует ставить дополнительный прибор во время еды и подтыкать одеяло на ночь… Друг может быть взрослым и сильным, на манер Супермена, или беззащитным и нуждающимся в заботе и опеке, как щенок из мультфильма «Варежка», или же просто ровесником-ребенком, вполне банальным «Сережкой» или «Наташкой». Воображаемый друг совсем не обязательно человек, почти в половине случаев он – зверушка.

Нет смысла столкнувшись с этой «проблемой» бежать к специалисту – просто ваш ребенок наделен очень живой фантазией. И это вовсе не плохо. Воображаемый друг – прекрасный диагностический материал для родителей. Наблюдая за ним, можно узнать многое из того, чего вы даже не подозревали о своем малыше, ведь в этих играх отражаются как проблемы самого ребенка, так и семьи в целом.

Проблема: давление и гиперопека

Часто ребенок испытывает сильное давление со стороны родителей. Причем не всегда это выражается в запретах и наказаниях, часто чрезмерная опека может почище любого насилия загнать в угол, не оставить места для собственного «я» ребенка. И тогда малыш сбегает в мир воображаемых друзей, который может развиваться по двум сценариям.

Сценарий первый: в сокровенном тайном мире ребенку можно все, чего нельзя с родителями: завести собаку, гулять по крышам, есть варенье ложками и т.д. Сценарий второй: ребенок принимает на себя роль родителя и ведет себя аналогичным образом - ограничивает и подавляет своих фантомных друзей, которые в этом случае будут нелепыми и беспомощными. Кстати, это отличный способ для родителей посмотреть на себя со стороны и сделать выводы: возможно, ребенку понимание нужно гораздо больше, чем наглаженные стрелки на штанах или сверкающий белизной носовой платок.

Проблема: чувство вины

Невротическая вина бывает не только у взрослых, но и у детей. И чтобы ослабить напряжение дети уходят с головой в придуманный мир с придуманными друзьями. Сценарии очень похожи на те, что и при «давлении». С той лишь разницей, что тут появляется модальность наказания, причем как в виде самого наказания (ребенок может наказывать своего воображаемого друга, или рассказывать, как тот был наказан), так и в виде счастливого спасения от оного (должны были наказать, но случилось что-то фантастическое и обошлось).

Проблема: нехватка впечатлений

Если в рассказах ребенка о его друге фигурирует множество витиеватых сюжетов о приключениях, фантастических мирах, путешествиях и т.д. – это может быть симптомом нехватки реальных впечатлений.

Даже взрослому человеку тяжело жить в рутине: дом-работа-дом, приготовить суп, влить суп в чадо, выпасть в осадок, поставив будильник на шесть утра, потому что завтра снова на работу… Через месяц-два такой жизни мы лезем на стену, начинаем глотать антидепрессанты, жаловаться друзьям, искать психоаналитика. Но у взрослого больше возможности разнообразить свою жизнь, можно попросить бабушку посидеть вечером с ребенком и рвануть в гости или клуб, можно вырваться в перерыв на работе пообщаться с подружкой или влезть в Интернет и подпитаться впечатлениями виртуальными. Ребенок всего этого не может, он полностью зависит от нас, а ведь его жизнь в не меньшей степени рутинна: будильник, детский сад, одни и те же игрушки, ужин, «Спокойной ночи малыши» с одним и тем же приевшимся за год Лунтиком, а потом на горшок и в постель. Хорошо еще если на ночь мама читает о прекрасных приключениях и интересной жизни мумитролей, Малыша с Карлсоном, девочки Пеппи-Длинныйчулок… А назавтра снова детский сад… И единственное место, где не так скучно, - мир фантазий, где с верными друзьями можно пережить что-то новое отличное от серости каждодневной жизни.

Вспомните, как давно вы в последний раз куда-нибудь с ребенком ходили, кроме облезлого двора с тремя березами и половиной сломанных качелей? А ведь ребенку необходимы новые впечатления как воздух! И одного раза в воскресенье, ему явно мало.

Некоторым выходом являются детские сады, работающие по новым специальным программам, в которых заложено множество «событий» значимых для детей. Но и тут есть некоторые «но». Например, эти сады более чем платные, может стать сложностью для неработающих мам, и требуют присутствия родителей на многих мероприятиях, что может стать сложностью для мам работающих. Да и не все дети выдерживают нагрузку от большого количества впечатлений (слишком хорошо, как известно, тоже нехорошо).

Проблема: нехватка общения

Чаще всего воображаемый друг появляется, когда ребенок чувствует себя одиноким. Например, в семье появляется второй ребенок и все внимание родителей сосредоточено на младенце, или когда родители несколько рассеяны и заняты своими мыслями больше, чем детьми (идеальный представитель такого типа родителя - мама из мультфильма «Варежка» - добрая, хорошая, но вечно уткнувшаяся в свою книгу и свои мысли). А еще бывают просто застенчивые дети, которым трудно сходиться со сверстниками.

Проблема: вытеснение

Как правило, ребенок проигрывает со своими воображаемыми друзьями свои тайные желания. Это самый прозрачный и легко «читаемый» вариант. Если друг вашего ребенка приходит, чтобы защищать его (чаще всего это какой-то аналог Бэтмена, Человека-паука или, на худой конец, Питера Пена, который заберет его отсюда немедленно), значит, ребенку плохо, он нуждается в защите, в снижении давления. Если же защитник «обещает» еще и наказать обидчиков, это вытесненная агрессия и надо хорошо задуматься – не пора ли обратиться к психологу?

Бывают и более простые и легко решаемые проблемы, например, воображаемую собаку весьма просто заменить на реального живого щенка (если у ребенка аллергия на шерсть, в

конце концов, можно выбрать «лысую» породу или пуделя).

«И нечего сваливать вину на какого-то Карлсона!»

Самый плохой вариант – если ребенок скрывает от вас своих воображаемых друзей. Это говорит о недоверии и страхе. Хотя бывают варианты, когда вы просто не заметили воображаемого друга, ну кто бы мог подумать, что милейший Пашка из детского сада, фигурирующий во всех рассказах вашего малыша, в реальности пластмассовый крокодил с оторванной лапой?

Как себя вести с воображаемым другом вашего ребенка? Самое главное – ничего не запрещать. В какой-то степени можно даже подыграть ребенку: поставить лишний прибор за обедом для его друга, выслушивать все истории и интересоваться самочувствием и делами очередного «Карлсона». Однако важно провести границу между фантазией и реальностью – отвечать за свои поступки должен сам ребенок, а не сваливать все на воображаемых друзей: хорошо, что к тебе в гости пришла «Маша», но уроки делать надо все равно, люстру, конечно, разбил «Карлсон», но в углу, все равно, будешь стоять ты.

Воображаемые друзья ликвидируется сами собой к 7-9 годам. Если этого не случилось, то имеет смысл обратиться к психологу. Но не допускайте к своему ребенку шарлатанов, которые пытаются поставить диагноз и прописать тысячу и один психотропный препарат.

Вообще, надо понимать, что если вы обращаетесь к психологу с проблемами ребенка, то работать, прежде всего, предстоит вам самим, так как источник детских проблем чаще всего берет начало в родительских промахах.

Джинна Литинская

Воображаемый друг – существо, живущее только в фантазийных мечтах ребенка, часто своим появлением застает родителей врасплох. Неожиданно для себя взрослые узнают о том, что их чадо разговаривает с невидимым приятелем, когда не с кем поиграть на детской площадке или во время долгой поездки в автомобиле. Вопреки сложившемуся ранее мнению о том, что разговоры с воображаемым другом первый – это признак нарушения в нормальном развитии психики малыша, результаты исследований современных западных психологов помогают напуганным родителям найти ответ на вопрос: «Что делать, если у ребенка появился иллюзорный приятель?»

Стоит ли беспокоиться, если теперь ваша семья живет в доме воображаемых друзей?
Обычно невидимый друг появляется у малышей в дошкольном возрасте, но с началом подросткового периода ребенок может полностью забыть о своих прежних играх с необычным приятелем. Воспоминания о воображаемом друге могут остаться в памяти ребенка, но если при этом родители неправильно относились к особенностям развития детской психики на данном этапе формирования личности, то от этого может остаться горький след в душе подростка.

Исследователи подтверждают: воображаемый друг неопасен
По мнению американских исследователей, разговоры и игры с воображаемым другом совершенно не означают, что ребенок перестал различать грань между вымыслом и реальностью.
Наоборот, игры с воображаемым другом помогают малышу переосмыслить наиболее яркие события его жизни, научиться строить логические догадки и планировать решение сложных задач.
При этом малыш увлечен жизнью своего невидимого друга так же, как взрослые переживают за любимую героиню книги или кинофильма, задумываясь о том, как мы бы поступили на ее месте.
Напряжение, испуг в голосе родителей, агрессивная реакция на слова малыша о том, что неизвестно откуда взявшийся воображаемый друг Мурзик хочет попить молочка, могут привести лишь к ненужному стрессу и панике ребенка.

Рассказы детей о воображаемых друзьях
Хотя необычный друг может появиться и у ребенка из многодетной семьи, но зачастую такие невидимые приятели очень быстро заводятся у ребенка, который растет в семье без братьев и сестер. Общение с воображаемым другом помогает малышу проигрывать новые ролевые ситуации, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. В подтверждение вышесказанного предлагаем несколько примеров того, как дети рассказывают о воображаемых друзьях.

  • У шестилетней Кристины из Перми есть воображаемый муж по имени Стас, который работает в стоматологической клинике.У пятилетней Ярославы есть воображаемая подруга Алиса, и любимый пушистый питомец – черный пудель.
  • У трехлетней Арины из Кисловодска есть взрослая подруга Гана, которая живет в волшебной стране, где все говорят на ганском языке. Гана иногда становится девочкой и дружит с другими подругами Шарой, Биной и Мэлли. Иногда подруги между собой ссорятся. Арина часто сама говорит по-гански и просит родителей отвести ее в гости к Гане.У четырехлетней Софии в голове живет целая семья воображаемых друзей: невидимый друг и его семья: родители и маленький братик. Воображаемый друг активно влияет на жизнь девочки, он везде ходит с ней и видит все, что видит она. Иногда София придумает что-то, но утверждает, что это придумал ее невидимый приятель. Друг-невидимка появился у девочки после того, как родители прочли ей сказку о Муми-Троллях, где у одного из героев были невидимые мышки. Это и дало толчок для бурной фантазии малышки, которая увлечена придумыванием собственных приключений любимого воображаемого приятеля.
  • У шестилетней Маши из Санкт-Петербурга есть подруга Марина, которая часто приходит к ней гости, попрыгать на кровати и вместе поесть каши. Часто воображаемая Марина и является, по словам ребенка, инициатором детских шалостей и веселых игр.
  • У шестилетнего Стаса есть воображаемая кладовка, в которой можно найти все: от велосипеда до новых моделей гоночных автомобилей.
  • У маленькой Иры и ее братьев есть много воображаемых друзей, живущих на планете Маш-Порта, где все говорят на незнакомом языке. На этой планете живет много разных народов. Ребята часто рассказывают о путешествиях по инопланетным горам, рекам, морям и озерам. Среди земных воображаемых друзей у Иры есть зайцы, коты, медведи и динозаврики.
  • У Алеши в четырехлетнем возрасте в доме завелись воображаемые котята, которые плодились очень быстро, сначала их было двое, потому пятеро, семеро. Родители отнеслись к выдумке сына спокойно, подыгрывали ему, беря невидимых питомцев на руки и поглаживая их.

Воображаемые друзья могут быть добрыми и злыми. К примеру, с двух лет у Алены появились добрые невидимые мышата, которые помогали ей убирать игрушки, а злые непослушные крокодилы подталкивали девочку к непослушанию и мешали ей красиво писать в прописи.

Воображаемые друзья также могут приобретать вполне материальную форму. Доказательством этого могут быть истории подобные, которые происходят в семье четырехлетней Евы из Санкт-Петербурга. У девочки есть детки – красивые стеклянные шарики, которые она всегда носит с собой и разговаривает с ними. А два старых сдувшихся воздушных шара тоже могут вполне сойти за воображаемых друзей. Ева таких товарищей называет «жириками». Общение с вымышленными детьми помогает малышке проиграть роль матери, поэтому она часто ругает и воспитывает своих непослушных круглых друзей из стекла и резины.

В детстве у Кристины был детский игрушечный телефон, помогавшей ей дозвониться в сказку и пообщаться с любимым персонажем из книг. В подростковом возрасте бурная фантазия девочки помогала ей пережить приступы социо-фобии, когда она представляла в трудных ситуациях верную подругу, которая идет рядом с ней по улице и везде незримо присутствует с Кристиной.

Воображаемым другом может стать герой мультфильма, например, Эльза или Анна из «Холодного сердца», Спайдермэн из одноименного кинофильма. Или ребенок может рассказать о воображаемом ослике, живущем в подъезде, или об хищном орле, который приземлился ему на голову во время игр на детской площадке в детском саду. В любом случае, дети, разговаривающие с невидимыми друзьями, не считаются медициной отклонением от нормы.