Домой / Уход  / Цель дидактической игры узнай по звуку. Картотека дидактических игр на развитие фонематических процессов у дошкольников. Птицы, внимание – ветер

Цель дидактической игры узнай по звуку. Картотека дидактических игр на развитие фонематических процессов у дошкольников. Птицы, внимание – ветер


Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать.
Ход: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.
Дидактическая игра «Часы»

Ход: В-ль: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом… ». Чтобы они ходили, нужно их завести: «трик-трак… »! .
— Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза) ; идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз) .
— Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов) .

Диактическая игра «Медвежата мед едят»

Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами т себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (обязательный показ всех действий воспитателем.)
Игра повторяется 3-4 раза.
Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза) .

Дидактическая игра «Лягушка и лягушата»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают) .
Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Дидактическая игра «Покормим птенчиков»
Цель: Развивать речевой аппарат детей.
Ход: (Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», — и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек. (Воспитатель добивается, что бы дети пошире открывали рот). Игра повторяется 2-3 раза.

Дидактическое упражнение «На приеме у врача»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Кукла – врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы.
В: Покажите доктору свои зубы (воспитатель с куклой быстро обходи детей и говорит, что у всех зубы хорошие. Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот) .
Врач доволен: горло ни у кого не болит.

Дидактическая игра «Догадайся, что звучит»
Цель: Продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.
Ход: Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки.

Дидактическая игра «Узнай по голосу»
Цель: Уточнить и закреплять правильное произношение звуков.
Ход: Воспитатель показывает игрушки и спрашивает кто это, просит произнести, как оно кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал.

Дидактическая игра «Кто в домике живет? »
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.
Ход: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко.
Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей) .
Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо? Как котенок мяукал?
Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

Дидактическая игра «Кто как кричит? »
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик — чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?

Дидактическая игра «Позови свою маму»

Ход: У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица) Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.
Такая же работа проводится со всеми детьми.

Дидактическая игра «Отзовись»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Ход: Воспитатель: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и тд. Картинки выставляются на фланелеграф.
Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов, травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними.
Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.

Игра «Угадай, что делать»
Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Подготовительная работа. Приготовить по 2 флажка на каждого ребенка.
Ход: Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо — держат руки на коленях.
Методические указания. Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполне¬нием движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

Игра «Солнце или дождик?»
Цель. Учить детей выполнять действия согласно различно¬му звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Ход: Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте вниматель¬но, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».
Методические указания. Воспитатель проводит иг¬ру, меняя звучание бубна 3 — 4 раза.

Игра «Где позвонили?»
Цель. Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.
Подготовительная работа. Взрослый готовит звоночек.
Ход: Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, ко¬торый становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» — и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают дру¬гого водящего.
Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал гла¬за. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

Игра «Бабочка, лети!»
Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового вы¬доха.
Подготовительная работа. Приготовить 5 бумаж¬ных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку дли¬ной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Ход: Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмот¬рите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.
Методические указания. Игру повторяют несколько раз, каждый раз с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок мо¬жет дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.

Игра «Пускание корабликов»
Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произно¬сить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.
Подготовительная работа. Взрослый готовит таз с водой и бумажные кораблики.
Ход: Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п…» — дует ребенок. (При повторении игры нужно при¬гнать кораблик к определенному месту.)
Методические указания. Следить, чтобы при про¬изнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы дети произно¬сили звук п на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.

Игра «Громко - тихо»
Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.
Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую маши¬ны, большой и маленький барабаны, большую и маленькую ду¬дочки.
Ход: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сиг¬нал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а малень¬кая — тихо».
Аналогично обыгрываются остальные игрушки.
Методические указания. В зависимости от количе¬ства детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.

Дидактическая игра «Магазин»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Ход: Воспитатель предлагает пойти в магазин и купить игрушки. Купить можно только, если поговоришь как игрушка. Дети подходят к столу и произносят характерные звукосочетания для данной игрушки (ду-ду, ме-ме, би-би)

Дидактическая игра «Будь внимательным»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Ход: Воспитатель: у меня разные картинки, если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу игрушку, вы поднимаете красный кружок и называете игрушку.

Дидактическая игра «Колокольчики»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: В: Посмотрите, это большой колокольчик, а это маленький колокольчик. Девочки будут маленькими колокольчиками. Они звенят: «Динь-динь-динь». Мальчики будут большими колокольчиками. Они звенят: «Дынь-дынь-дынь».
Воспитатель предлагает «позвенеть» и спеть песенки сначала девочкам, затем мальчикам. Упражнение повторяется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Дидактическая игра «Идут животные»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: Воспитатель делит детей на четыре группы – это слоны, медведи, поросята и ежи.
Воспитатель: Идет слоны, они топают ногами очень громко (дети громко произносят звукосочетание «топ-топ-топ», повторяют его 3-4 раза.
— Идут медведи, они топают потише (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза немного потише).
— Идут поросята, они топают еще тише…
— Идут ежики, они топают очень тихо…
— Пошли слоны (дети идут по группе, топают и громко произносят звукосочетание).
Такая же работа проводится с другими животными. Затем дети меняются ролями по своему выбору, и игра повторяется.

Дидактическая игра «Кукушка и дудочка»

Ход: В: В лесу живет птица – кукушка (показ картинки). Она кукует: «Ку-ку, ку-ку» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Однажды дети пришли в лес обирать грибы. Много набрали грибов. Устали, сели на полянке отдохнуть и заиграли в дудочки: «Ду-ду-ду» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза).
Воспитатель делит детей на две группы – кукушки и дудочки. Без системы 6-7 раз дает разные команды (то кукушкам, то дудочкам). Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Дидактическая игра «Забей гвоздик молоточком»
Цель: Развивать фонематический слух детей, речевое внимание.
Ход: В: Когда стучит большой молоток, то слышно: «Тук-тук-тук» (дети повторяют звукосочетание 5-6 раз). Когда стучит маленький молоточек, то слышно: «Тюк-тюк-тюк» (дети повторяют звукосочетание 5-6 раз).
Давайте забьем гвоздь большим молотком…
Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком…
Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит (без системы воспитатель повторяет звукосочетания 4-5 раз, а дети говорят, какой молоток стучит).

Дидактическое упражнение «Подуем на шарик»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Дети берут шарик за нитку, держат его перед ртом и произносят: «Пф-ф-ф» (дуют на шарик). Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще 3 раза.

Дидактическое упражнение «Ветерок».
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Дети берут листочек за нитку, держат его перед ртом и произносят: «Пф-ф-ф» (дуют на осенний лист). Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще 3 раза.

Дидактическое упражнение «Оближем губы»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Воспитатель: Давайте съедим конфету (дети и воспитатель имитируют, что едят конфеты, и причмокивают). Конфеты вкусные, оближем губы (показ: языком провести по верхней губе от края до края, затем по нижней губе – должны получаться круговые движения).

Дидактическая игра «Гуси»
Цель: уточнить и закрепить произношение звука а, готовить детей к составлению текста – описания.
Материал: картина «Гуси»
Ход: Воспитатель показывает детям картину, они ее вместе рассматривают. Это гуси. Гуси белые и серые. У гуся длинная шея и красные лапы. Гусь кричит: га-га-га. Какая шея у гуся? Какие лапы? Как гусь кричит? (Ответы детей.) сейчас мы будем гусями. Ходим переваливаемся с ноги на ногу. (Воспитатель показывает, как ходят гуси. Дети повторяют за ним движения.) Гогочем: га-га-га.
В: Гуси-гуси!
Дети: Га-га-га
В: Есть хотите?
Дети: Да-да-да
В: Покажите как гуси широко раскрывают клюв.
Дети: Га-га-га.
В: Есть хотите?
Дети: Да-да-да
Захлопали гуси крыльями, улетели.
(Игра повторяется 3-4 раза)

Дидактическая игра «Угадай по голосу»
Цель: уточнять и закреплять правильное произношение звука у изолированно и в словах; учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов.
Материал: корзина с игрушками.
Ход:
В: Кто это к нам пришел? (Это (достает петушка, лягушка, утка)…
Д: Петух
В: А это, дети (показывает картину), кукушка. Как кукует кукушка? Ку-ку, ку-ку! А это чей голос? Кто так крякает?: кря-кря7
Дети: Утка.
В: Кто квакает ква-ква?….
В: Кто кукарекает: кукареку?…
В: А как кукушка кукует?
В: Сейчас мы с вами поиграем. Вот петушок (показывает игрушечного петушка). Как он поет? Когда петушок поет «Кукареку!», он что делает? (кукарекает)
В: А это кукушка (показывает картинку). Как она подает голос? (ку-ку)
Д: Когда кукушка говорит ку-ку, она что делает? кукует)
В: Покажите, как летает кукушка. (Дети поднимаются с ковра и летают.) Как кукушка кукует? (дети кукуют.) Покажите как машет крыльями петушок. (дети показывают.) как он кричит кукареку? (Дети кукарекают) Что вы сейчас делали, как петушок? (кукарекали.)
Послушайте слова: кукушка, петух, утка, лягушка. В этих словах слышится звук у. потяните его: ууу. Назовите слова со звуком у: кукууушка, петууух, лягууушка, ууутка. (Произносит вместе с детьми)
Игрушки остаются для свободной игры детей.

Дидактическая игра «Научим зайку правильно говорить»
Цель: Развивать интонационную выразительность.
В: Зайчик принес с собой чудесный мешочек. В нем лежат разные картинки. Зайчик будет говорить. Что на них нарисовано. Если он скажет неверно, вы научите говорить его правильно.
Ишка – дети поправляют «мишка»
Елочка – белочка
Оник – слоник
(После «обучения» зайка начинает называть все предметы правильно.

Дидактическая игра «Загадки»
В: Наша лягушка любит отгадывать загадки.
В-ль с помощью жестов, мимики, звуков изображают животное, дети отгадывают загадку. Воспитатель предлагает прочитать стихотворение об угаданном животном. (Зайку бросила хозяйка… Мишка косолапый…)
Далее загадки загадывают дети.

В. А. Сухомлинский писал: «Внимание маленького ребёнка – это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему».

Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить детей письму, счёту, чтению. При наличии произвольного внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и чётко.

Изучение психолого-педагогической и методической литературы, проведение констатирующего этапа исследования привело нас к идее создать сборник для педагогов и родителей по использованию дидактических игр, направленных на развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста.

С детьми младшего возраста воспитателю необходимо играть с дидактическим материалом, разбирать и собирать его вместе с детьми. Игровые действия этого возраста просты. Ребёнка не интересует результата игры, его пока увлекает само игровое действие с предметами.

Дети старшего возраста обладают значительным игровым опытом и настолько развитым мышлением, что они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. С детьми этого возраста можно проводить дидактические игры не только индивидуально, но и со всей группой. У детей игровая деятельность более осознана и направлена на достижение результата.

Дидактические игры для формирования фонематических процессов.

Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта.

Для преодоления фонетико-фонематических нарушений необходимо развитие фонематического восприятия и слуха.

Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

Фонематическое восприятие -это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова.

Развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом.

Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением.

Нарушение фонематического восприятия приводит к специфическим недостаткам произношения, что свидетельствует о незаконченности освоения звуковой стороны языка, отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов, вызывает трудности в овладении чтением и письмом.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, успешного освоения навыков письма и чтения, поэтому оно является основой всей сложной речевой системы.

Звукопроизношение тесно связано с речевым слухом. Для этого необходимо сформировать у детей хорошую дикцию, то есть подвижность артикуляционного аппарата, обеспечивающую чёткое и ясное произношение каждого звука в отдельности, а также правильность и слитность произношения.

Ребёнок должен осознать звуковой строй языка - это умение услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определённой последовательности. Ребёнок с недостаточностью произношения этой готовностью не обладает.

Игра - ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности.

С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению.

Применение игровых технологий в работе логопеда позволяет повышать успешность обучения детей с речевыми нарушениями, если:

1. У детей выявлен низкий уровень развития фонематического восприятия. Для них характерны нарушения восприятия не только нарушенных в произношении звуков, но и правильно произносимых. Дифференциация согласных, оппозиционных по звонкости-глухости, для детей сложнее, чем различение согласных по твердости - мягкости, по месту и способу образования.

2. Наибольшие трудности вызвали задания на узнавание заданного звука в слогах и в словах, а также задания на различение правильного и неправильного звучания слов, фраз.

3. На формирование фонематического восприятия у воспитанников вторично влияют недостатки звукопроизношения, а также низкий уровень развития речевого внимания.

1 этап (подготовительный) – развитие неречевого слуха.

На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.

Игры, используемые в коррекционной работе на 1 этапе.

-различение неречевых звуков.

Игра «Тишина»

Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.

Игра «Угадай, на чём играю»

Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

Логопед выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза («настала ночь», внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали.

Игра «Узнай по звуку»

Различные предметы и игрушки, которыми можно производить характерные звуки: (деревянная ложка, металлическая ложка, карандаш, молоток, резиновый мяч, стакан, ножницы, будильник)

Игра «Шумовые баночки».

Цель: упражнять в определении на слух вид крупы.

- дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы)

Игра «Где хлопнули? », Игра «Где позвонили»

Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука.

Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки».

- дифференциация по темпу (быстро - медленно)

"Кто быстрее? "

- дифференциация по ритму (ритмические рисунки)

Игра «Полянка».

Цель: узнавать ритмический рисунок.

На полянку собрались дикие животные. Каждый из них постучится по-разному: заяц-1 раз, медвежонок-2 раза, белка – 3 раза, а ёжик 4 раза. По стуку догадайтесь, кто пришёл на полянку.

- дифференциация по силе звучания (громко - тихо)

Игра «Высоко – низко»

Дети идут по кругу. Музыкант воспроизводит низкие и высокие звуки (на баяне). Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие звуки – приседают.

Игра «Тихо-громко»

Проводится аналогично предыдущей, только звуки производятся то громко, то тихо. Дети также соотносят характер звучаний с дифференцированными движениями.

2 этап - развитие речевого слуха.

Игры, используемые в коррекционной работе на 2 этапе.

- различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса

Игра «Метель»

Цель: учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому.

Замели метели и затянули свои песни: то тихие, то громкие.

Игра «Дует ветер».

Дует лёгки летний ветерок: у-у-у (тихо-тихо)

Подул сильный ветер: У-У-У (громко) Можно использовать картинки.

Игра «Громко-тихо».

Парные игрушки: большая и маленькая. Большие произносят слова громко, маленькие - тихо.

Игра «Три медведя».

Произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

Игра «Близко – далеко».

Логопед издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом) .

- дифференциация слов, близких по звуковому составу:

Игра "Правильно-неправильно".

1 вариант. Логопед показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши.

2 вариант. Если ребёнок услышит правильное произношение предмета, изображённого на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильно – красный.

Баман, паман, бана, банам, ваван, даван, баван.

Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин.

Игра «Слушай и выбирай».

Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:

рак, лак, мак, бак

дом, ком, лом, сом

коза, коса

лужи, лыжи

мишка, мышка, миска

Логопед называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

Игра» «Какое слово отличается? ».

Из четырёх слов, произнесённых взрослым, ребёнок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных.

Ком-ком-кот-ком

Канава-канава-какао-канава

Утёнок-утёнок-утёнок-котёнок

Будка-буква-будка-будка

Винт-винт-бинт-винт

Минута-монета-минута-минута

Буфет-букет-буфет-буфет

Билет-балет-балет-балет

Дудка-будка-будка-будка

- дифференциация слогов

Игра «Одинаковые или разные».

Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то же, либо произносит противоположный. Задача ребёнка угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Слоги надо подбирать те, которые ребёнок уже способен повторить правильно. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор.

Игра «Похлопаем».

Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра «Что лишнее? ».

Логопед произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Игра «Инопланетянин»

Цель: дифференциация слогов.

Оборудование: шапочка инопланетянина.

Ход: Ребята, к нам с другой планеты прилетел лунатик. Он не умеет говорить на русском языке, но хочет с вами подружиться и поиграть. Он говорит, а вы повторяйте за ним. ПА-ПА-ПО… МА-МО-МУ… СА-ША-СА… ЛА-ЛА-РА… Сначала роль инопланетянина исполняет взрослый, затем ребенок.

-дифференциация фонем.

Узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова.

Выделение гласных из ряда звуков.

Узнавание гласных на фоне слога и односложных слов.

Узнавание гласных на фоне многосложных слов.

Выделение согласных из ряда других звуков.

Узнавание согласных на фоне многосложных слов.

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Звук получается гласный

Спеть согласные бы рады,

Но во рту одни преграды:

Шепот, свист, жужжанье, рык

Преподносит нам язык.

Игра «Что просит мышка»

Цель: учить выделять слова с заданным звуком. Развивать фонематический анализ и синтез.

Оборудование: игрушка «би-ба-бо» – заяц, муляжи продуктов.

Ход: Покажите детям игрушку, и скажите, изображая его: «Я очень голодена, но боюсь кошки, принеси мне, пожалуйста, продукты, в названии которых есть звук А». Аналогично с другими звуками.

Игра «Доскажи словечко».

Логопед читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка -

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Зовут его. (белка) .

Игра «Звук заблудился».

Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное: Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

Игра «Поймай звук». «Поймай песенку»

Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м».

Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.

Игра «Найди звук»

1 Отобрать предметные картинки, в названии которых слышится заданный звук. Предварительно картинки называются взрослым.

2 По сюжетной картинке назвать слова, в которых слышится заданный звук.

Игра с мячом.

Логопед произносит различные слоги, слова. Ребёнок должен на заданный звук пой мать мяч, если звука не услышит, то отбить мяч.

3 этап

Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.

Этот этап имеет определённую последовательность:

Определение количества слогов в словах разной сложности

Выделение первого и последнего звука в слове

Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из

предложения.

Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-

согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий) ;

Определение места, количества, последовательности звуков в слове

Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками)

Построение моделей

Слово делится на слоги,

Как на дольки апельсин.

Если слоги встанут рядом –

Получаются слова:

Ты- и –ква-, а вместе «тыква».

Со- и –ва- итак, «сова».

Ударный слог, ударный слог

- Он назван так недаром…

Эй, невидимка - молоток,

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,

И четко речь моя звучит.

Игра «Отстукивание слогов»

Цель: обучение слоговому анализу слов

Оборудование: барабан, бубен.

Описание игры: Дети садятся в ряд. Логопед объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо громко слово, например колесо. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не сделал ни одной ошибки.

Игра «Угадай слово»

Цель: составление слов с определенным количеством слогов

Описание игры: дети сидят за столом. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами будем угадывать слова. Я вам не назову их, а только передам по телеграфу – отстучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Если же дети затрудняются назвать слово, педагог снова отстукивает слово и произносит его первый слог. Игра повторяется, но теперь педагог называет одного ребенка. Вызванный должен угадать слово, которое ему отстучат, назвать его и отстучать. Когда дети усвоят игру, ведущим можно выбрать кого-нибудь из детей.

Игра «Слоговой поезд».

Паровоз с тремя вагонами. На 1м схема 1 слога, на 2м -из 2х слогов, на 3м-из 3х слогов. Детям необходимо «расселить картинки в нужный вагон.

Игра «Пирамида».

Цель: упражнять детей в определении количества слогов в словах.

Оборудование: изображение пирамиды из квадратов в три ряда: внизу 3 квадрата для трёхсложных слов, выше- 2 квадрата для двухсложных слов и наверху – один квадрат для односложных слов. Под квадратами находятся кармашки. Предметные картинки.

Ход: разложить картинки в нужный карман в зависимости от количества слов.

Игра «Найди слову схему»

Цель: упражнять детей в делении на слоги.

Предметные картинки, схемы для односложного, двухсложного, трёхсложного слов.

Подобрать слову схему.

Игра «Цепочка слов».

в словах.

Оборудование. Карточки с предметными картинками.

Ход игры. Играют 4-6 детей. У каждого ребенка по 6 карточек. Начинает выкладывать цепочку логопед. Следующую картинку кладет ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово - название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.

Игра «Поезд»

Цель: отработка навыков выделения первого и последнего звука в слове.

Ход игры: детям предлагают составить поезд из вагончиков- карточек. Как в поезде вагоны сцеплены друг с другом, так карточки должны соединяться только при помощи звуков. Последний звук должен совпадать с первым звуком следующего названия, тогда вагоны нашего поезда будут прочно соединены. Первая карточка- электровоз, у неё левая половинка пустая. В последнем вагончике тоже есть незагруженное пространство - правая половинка пустая. Играть может несколько человек. Все карточки раздают играющим поровну. Каждый в свой ход подкладывает к крайней картинке подходящую, то есть имеющую в названии первый звук такой же, какой был последний звук в данной крайней карточке. Таким образом, в названиях левых картинок всегда выделяется первый звук, а в названии левых - последний звук. Это надо учитывать и не помещать справа картинки, имеющие в названиях звонкие согласные в конце слова.

Игра «Чудесная удочка»

Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука

в словах.

На конце нитки у маленькой самодельной удочки прикреплён магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет первый, последний звук.

Игра «Найди место звука в слове».

Оборудование. Карточки со схемами расположения места звука в словах.

Ход игры: Каждый ребенок получает карточку. Логопед показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова слова, фишку ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.

Игра «Найди место для своей картинки».

Цель: учить дифференцировать звуки в словах. (ш-ж, б-п, р-л, ш-с, г-к, ж-з, з-с) .

2 домика для каждого звука. (картинки со звуком [ш] живут в 1 домике, со звуком [с] в другом)

Игра «Будь внимателен».

Цель: различение звуков [д]-[т] в словах паронимах.

Точка-дочка, толк-долг, катушка-кадушка, вода-вата, тоска-доска, плоты-плоды.

Игра «Помоги собрать вещи»

Цель: различение звуков [з] – [ж]

Собрались комар и жук в путешествие. Помоги собрать им вещи в дорогу. Комару нужны вещи со звуком [з]. а жуку со звуком [ж].

Зонтик, замок, пижама, лыжи, ножи, рюкзак, азбука, жилет, пирожок, блуза, звезда, жёлудь, значок.

Игра «Чемодан и портфель».

Цель: различение звуков [ш].– [ж]

Спрячь в чемодан предметы, в которых есть звук [ж]. а в портфель со звуком [ш].

Игра «Подарки»

Цель: различение звуков [л] – [л*]; [р] – [р*]

Звуковичок решил сделать Лане и Лене подарки. Но задумался, потому что Лана любит предметы со звуком [л], Лена со звуком [л*]. Помоги выбрать подарки.

Тигр - предметы со звуком [р], а тигрёнок со звуком [р*].

Игра «Что собрал мальчик на огороде со звуками [р] – [р]

[р] помидор, укроп, морковь, горох, картофель.

[р*] огурец, редиска, репа, редька.

Игра «Найди в каких словах звучит песенка большого комарика, а в каких маленького.

Цель: различение звуков [з].– [з*]

Зонт, забор, корзина, зебра, стрекоза, берёза, замок, изюм.

Игра «Кому, какая картинка»

Цель: различение звуков [г] – [к]

Голубю- картинки со звуком[г];

Коту Леопольду - картинки со звуком[к].

Фонетическое лото «Звонкий – глухой».

Цель: Учить правильно произносить звуки и дифференцировать фонемы по звонкости- глухости.

На карточку с жёлтым прямоугольником- выкладывают картинки, в которых слова начинаются со звонкого согласного, а на карточку с сиреневым прямоугольником - выкладывают картинки, в которых слова начинаются с глухого согласного.

Фонетическое лото «Твёрдый – мягкий».

Цель: Учить правильно произносить звуки и дифференцировать фонемы по твёрдости-мягкости.

На карточку с синим прямоугольником- выкладывают картинки, в которых слова начинаются со твёрдого согласного, а на карточку с зелёным прямоугольником - выкладывают картинки, в которых слова начинаются с мягкого согласного.

Игра «Звукоедик»

Цель: определение места звука в слове.

Игровой материал: кукла.

Правила игры: У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается начальными звуками (последними звуками) во всех словах. Воспитиатель ходит с куклой в руках по группе и говорит: … иван, … тул, … льбом,. кно (сто, сту, альбо, окн) и т. д. Что хотела сказать кукла?

Игра «Поймай звук»

Цель: обучить называть звук в слове по его пространственной характеристике (первый, второй, после определённого звука, перед определённым звуком)

Ход игры: Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Он произносит вслух какое-нибудь слово, бросает мяч любому играющему и говорит, какой по счёту звук тот должен называть, например, "сыр, второй звук". Ребёнок ловит мяч и отвечает: "Ы" - и возвращает мяч ведущему, который задаёт следующее задание, относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы.

Игра «Светофор».

Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове.

Взрослый называет слова. Ребёнок ставит фишку на левую красную, среднюю жёлтую или зелёную правую часть полоски («светофора») в зависимости от того, где слышится заданный звук.

Игра «Домики».

Цель: Развитие умения дифференцировать сходные звуки, находить место звука в слове. Оборудование. Набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков, 2 домика, в каждом домике 3 кармана (начало, середина, конец слова) .

Ход игры. Ребенок берет картинку, называет ее, определяет наличие звука (например; Ч или Щ, его место в слове, вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки.

Игра «Каждому звуку - свою комнату»

Цель: научить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки.

Ход игры: Играющие получают домики с одинаковым количеством окошек. В домики должны поселиться жильцы - «слова», причем каждый звук хочет жить в отдельной комнате. Дети подсчитывают количество окошек в домике и делают вывод, сколько звуков должно быть в слове. Затем ведущий произносит слово, а играющие называют каждый звук отдельно и выкладывают фишки на окошки дома - «заселяют звуки». В начале обучения ведущий говорит только подходящие для заселения слова, то есть такие, в которых будет столько звуков, сколько окошек в домике. На последующих этапах можно сказать слово, не подлежащее «заселению» в данный домик, и дети путем анализа убеждаются в ошибке. Такого жильца отправляют жить на другую улицу, где живут слова с другим количеством звуков.

«Сколько комнат в квартире? »

Цель: научить определять количество звуков в словах без опоры на готовую схему при помощи фишек.

Ход игры: Для игры применяют домики для слов, но без окошек-схем. У каждого играющего по одному такому домику, а также несколько фишек и набор цифр: 3, 4, 5, 6. У ведущего - предметные картинки. Он показывает картинку, дети выкладывают в домике окна-фишки по количеству звуков, а затем выставляют соответствующую цифру. Потом фишки убираются из домика, ведущий показывает следующую картинку, дети опять анализируют слово. В конце игры нужно, опираясь на цифры, постараться вспомнить, какие предлагались картинки для анализа. Можно попросить подобрать свои слова с тем же количеством звуков.

Игра «Телеграфисты»

Цель: воспитание навыков последовательного звукового анализа по представлению; обучение звуковому синтезу слов.

Фонематическое восприятие – это умение слышать, различать и анализировать на слух фонемы. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения. При нарушении фонематического слуха ребенок воспринимает не то, что ему сказала, а то, что он услышал. Отсюда не понимание, ошибки, стрессы. Фонематический слух можно и нужно развивать. Рассмотрим ряд игр на развитие фонематического слуха.

При планировании необходимо учитывать ряд требований:

Работу начинать с простого, постепенно усложняя,

Работать в системе,

Учитывать возрастные и индивидуальные особенности.

Цель игровых упражнений – научить ребенка слушать и слышать.

Игры на узнавание неречевых звуков .

«Где звук?»

Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука.

Для этой игры нужен любой предмет издающий звук. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звук? – слева, спереди, сверху, справа, снизу.

«Солнце или дождик»

Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

«Узнай по звучанию».

Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.

«Кто сказал «Мяу?»

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.

Воспитатель включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.

«Какой музыкальный инструмент звучит»

Цель игры: развивать слуховое внимания.

Дети сидят на стульях полукругом. Воспитатель сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.

Игры на различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

«Тихо-громко»

Воспитатель предлагает рассказать любое стихотворение Агнии Барто громко и тихо.

«Узнай по звуку»

Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.

Воспитатель показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Определяют какие звучат звонко, а какие глухо, тихо и громко. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.

Игры на освоение навыков анализа и синтеза.

«Сколько звуков»

Цель: развитие слухового восприятия

Воспитатель предлагает определить количество звуков

АУ -2 АААА – 1 протяжный

Дети выкладывают нужное количество красных фишек.

«Найди картинку»

Цель: упражнять в выделении первого протяжного гласного звука в слове

Воспитатель показывает предметную картинку (арбуз – аааааарбуз), дети выделяют первый звук обозначают его артикуляцией (карточка – ротик),

2 вариант

Воспитатель показывает с какого звука начинается слово (картинка- ротик). Дети подбирают подходящую предметную картинку и называют слово выделяя первый звук.

«Назови слово»

Цель: упражнять в умении подбирать слова на заданный звук.

Из множества предметных картинок необходимо выбрать слова начинающие со звука [а], [о],…

Цель: научить детей правильно соотносить название и изображение предмета.

Детям раздают большие карты, а маленькие берет воспитатель и называет последовательно каждую их них. Говорит четко, повторяет 2–3 раза. Ребенок, у которого находится называемый предмет, поднимает руку, говорит: «У меня...» и называет предмет.

Список используемой литературы:

1.А. И. Максаков, Г.А. Тумакова. «Учите играя». Москва: Просвещение, 1983г.

2. Г.А. Тумакова «Ознакомление дошкольника со звучащим словом» Поособие для педагогов дошкольных учреждений. Москва: Просвещение, 2006г.

3. Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения по развитию речи» Москва: Просвещение, 1983г.

4. Варенцова Н. С., Колесникова Е.В. «Развитие фонематического слуха у дошкольников». _- М: «Акалис», 1995г.

Для любой деятельности ребенка, будь то учебная, познавательная или игровая деятельность, необходимым условием является внимание. Без внимания ребенок не может самостоятельно выполнить задание или поручение взрослого.

Внимание дошкольника развито очень слабо, оно легко переключается с одного объекта на другой. В результате этого ребенок может не слышать, что говорит воспитатель на занятии, не замечать происходящего вокруг. Поэтому с дошкольного возраста необходимо научить детей управлять своим вниманием. А помочь в этом сможет игра, так как она всегда содержит цель и правила действия, которые требуют сосредоточенности.

Благодаря этим играм у детей развиваются определенные качества – целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность. Предлагаем вашему вниманию такие игры.

Угадай, где позвонили

Цель игры: научить детей определять направление звука.

Оборудование: звоночек (или колокольчик, или дудочка и т. п.).

Возраст : 3–4 года.

Ход игры: дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе находится какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагает закрыть глаза, угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог дает команду, и водящий открывает глаза. Тот, кто позвонил, встает и показывает звучащий предмет. Если водящий укажет неправильное направление, он снова водит, пока не угадает.

Скажи о том, что ты слышишь

Цель игры: развивать внимание, активизировать словарь детей, развивать фразовую речь.

Возраст : 3–4 года.

Ход игры: воспитатель предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птицы, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. п.). Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

Тихо – громко

Цель игры: развитие координации движений и чувства ритма.

Оборудование : бубен.

Возраст : 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные становятся впереди.

Наседка и цыплята

Цель игры: закрепить понятия о количестве.

Оборудование: бумажная шапочка курицы, маленькие карточки с разным количеством нарисованных цыплят.

Возраст : 4–5 лет.

Ход игры: два стола составляют вместе. За стол садится наседка (ребенок). Около стола садятся и цыплята. У цыплят карточки, на которых нарисовано разное количество птичек (циплят). Каждый ребенок знает, сколько цыплят на его карточке. Наседка стучит по столу, а цыплята слушают. Если она, например, постучит 3 раза, ребенок, у которого на карточке 3 цыпленка, должен пропищать «пи-пи-пи».

Что вы слышите

Цель игры: расширить словарный запас и развить фразовую речь.

Оборудование: ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба и т. п.

Ход игры: воспитатель за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и тому подобное, а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными.

Определи по звуку, где игрушка

Цель игры:

Оборудование: небольшая яркая игрушка или кукла.

Возраст : 5–6 лет.

Ход игры: дети стоят полукругом. Воспитатель показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребенок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время воспитатель прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора!» водящий идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребенку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, то хлопки стихают. По силе звука ребенок отгадывает, к кому он должен подойти. После того как будет найдена игрушка, водящим назначается другой ребенок.

Вариант. Дети сидят на стульчиках полукругом. Один ребенок водит (он уходит в другую комнату или отворачивается). Воспитатель прячет куклу. По сигналу водящий входит, а дети ему говорят:

«Кукла Таня убежала, Вова, Вова, поищи,

Как найдешь ее, то смело С нашей Таней попляши».

Если входящий оказывается в том месте, где спрятана кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляется – хлопки стихают. Ребенок находит куклу и пляшет с ней, все дети хлопают в ладоши.

Найди покупку по звуку

Цель игры: развить фразовую речь и расширить словарный запас.

Оборудование: коробки с горохом и различной крупой.

Возраст : 5–6 лет.

Ход игры: один ребенок-продавец. Перед ним две коробки (затем число их можно увеличить до четырех-пяти), в каждой – разный вид продуктов, например горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит продать ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужная ему крупа или другой требуемый товар. Воспитатель, предварительно познакомив детей с продуктами, помещает продукты в коробку, встряхивает и дает возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.

Часовой на посту

Цель игры:

Оборудование: повязка на глаза.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: посередине площадки чертят круг. В середине круга ребенок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!» Все останавливаются. Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре-шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается снова.

Где звенит

Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве.

Оборудование: колокольчик или погремушка.

Возраст : 4–5 лет.

Ход игры: педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.

У кого палочка

Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве.

Оборудование: палочка, стульчики, повязки.

Возраст : 5–6 лет.

Ход игры: все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спинами детей и кому-то из них дает палочку, ребенок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат: «Пора!» Водящий должен искать палочку. Если он находит, то садится на место того ребенка, у которого была палочка, а тот идет водить. Если не находит, продолжает водить.

Жмурки с колокольчиком

Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве.

Оборудование: колокольчик, повязки.

Возраст : 5–6 лет.

Ход игры: играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком. Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти ребенка с колокольчиком и дотронуться до него; тот же старается уйти (но не убежать) от водящего и при этом звонит.

Вариант. Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит. Дети с завязанными глазами должны поймать его.

Жмурки с голосом

Оборудование: повязки. Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.

Кто в гости к нам пришел

Цель игры: развивать слуховое внимание.

Оборудование: колпачок с бубенчиками для Петрушки, шапочки с ушками для зайки и мишки, различные игрушки, издающие звуки (погремушка, дудочка и т. п.).

Возраст : 5–6 лет.

Ход игры: воспитатель объявляет детям, что к ним сейчас приедут гости: Петрушка, зайка и мишка. Он выбирает троих ребят, которые заходят за ширму и переодеваются там. Петрушка получает колпачок с бубенчиками, зайка – шапочку с длинными ушами, а мишка – шапочку медведя. Воспитатель предупреждает малышей, что мишка придет с погремушкой, Петрушка – с барабаном, зайка – с балалайкой.

Малыши должны по звуку отгадать, какой гость идет. Прежде чем выйти к детям, гости подают звуки за ширмой, каждый на своем инструменте. Дети должны угадать, кто идет. Когда все гости в сборе, малыши становятся в круг, а Петрушка, мишка и зайка пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости, и игра повторяется. При повторении игры можно дать гостям другие звучащие игрушки.

Птицы, внимание – ветер!

Цель игры: развивать координацию движения.

Оборудование: любая музыкальная игрушка (погремушка, металлофон и др.) и стульчики (гнезда).

Возраст : 5–6 лет.

Ход игры: воспитатель распределяет детей на две группы (одна группа – птички, другая – ветер) и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет дуть ветер. Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнезда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из гнезд и порхать. Кто первый заметит изменение в звучании игрушки и перейдет на шаг, тот получает награду: флажок или веточку с цветами и т. п. С флажком (или веточкой) ребенок будет бегать при повторении игры, но если он окажется невнимательным, флажок передается новому победителю.

Какой инструмент звучит

Цель игры : развивать слуховое внимания.

Оборудование: колокольчик, барабан, дудочка и пр.

Возраст : 4–5 лет.

Ход игры: дети сидят на стульях полукругом. Воспитатель сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.

Внимание! Погода меняется

Цель игры: развивать координацию или темп движений.

Оборудование : бубен.

Возраст : 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен. А вы, услышав, должны скорее идти в дом. Слушайте внимательно, как я играю». Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3–4 раза.

Громче

Цель игры: развивать координацию движений.

Оборудование: по 2 флажка каждому ребенку, бубен.

Возраст : 4–5 лет.

Ход игры: дети сидят или стоят полукругом. У каждого в руках по два флажка. Воспитатель громко ударяет в бубен, дети поднимают флажки вверх и машут ими. Бубен звучит тихо – дети опускают флажки. Следите за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений. Меняйте силу звука не более 4 раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

Цель игры: развивать внимание и фразовую речь.

Оборудование: различные игрушки и предметы (книжка, ложка, дудка, барабан и т. п.).

Возраст : 5–6 лет.

Ход игры: играющие садятся спиной к ведущему. Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом. Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч, ударять предмет о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать ее, стучать по барабану, подметать, строгать, резать и т. п. Тот, кто больше отгадает различных шумов, считается наиболее внимательным и в награду получает фишки или маленькие звездочки.

Угадай животное

Цель игры: закрепить понятия по теме «Животные и птицы», формировать правильное звукопроизношение.


Оборудование: картинки с изображением животных и птиц.

Возраст : 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок берет одну картинку так, чтобы остальные дети ее не видели. Он подражает крику животного и его движениям, а остальные дети должны угадать, какое это животное.

Угадай, кто позвал

Цель игры: научиться определять товарища по голосу, развивать координацию движений.

Оборудование: игрушка-медведь. Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: играющие сидят. Один из них становится в центре круга и закрывает глаза. Воспитатель, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Последний должен угадать, кто его назвал. Если стоящий в центре угадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если же он ошибается, воспитатель предлагает ему снова закрыть глаза, и игра продолжается. Дети разбегаются по площадке. По сигналу дети занимают свои места в кругу. Один ребенок остается в центре круга. Дети идут по кругу и говорят: «Мы немножко порезвились, По местам все разместились. Ты загадку отгадай, Кто позвал тебя, узнай!» Игра повторяется несколько раз. Игру можно проводить в другом варианте. Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой. Педагог предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.

Улиточка Цель игры: узнать товарища по голосу. Оборудование: маска-шапочка улитки. Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: водящий (улитка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает: «Улиточка, улиточка, Высунь-ка рога, Дам тебе я сахару, Кусочек пирога. Угадай, кто я.» Тот, чей голос Улитка узнала, сам становится Улиткой.

Это кто

Цель игры: развивать слуховоге внимание.

Оборудование: повязка на глаза.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом: «кука-ре-ку», «ав-ав-ав», «мяу-мяу» и т. п. Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, становится в круг. Тот, кого узнали, будет водящим. Если не угадает, то останется водить еще три раза, а затем его сменяет другой.

Лягушка

Оборудование: повязка на глаза.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит: «Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки, Увидала комара, Закричала...» Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: «Ква-ква-ква». По голосу водящий должен определить, кто лягушка.

Выполни задание

Цель игры: развивать остроту слуха.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: играющие разбиваются на две равные группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом (условным только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдает команды: «Руки вверх, в стороны, кругом» и другие, более сложные. Постепенно отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее условным и усложняет упражнения.

Другой вариант игры: все дети ходят по кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем условным шепотом произносит имя (фамилию) того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка. В конце игры воспитатель объявляет, кто был самым внимательным.

Холодно – горячо

Цель игры: закрепить представления «горячий – холодный», развивать координацию движений рук.

Оборудование : мяч.

Возраст : 5–6 лет.

Ход игры: дети садятся по кругу на полу и перекатывают мяч. Если ребенок катит другому мяч и говорит слово «холодный», второй ребенок может трогать мяч. Но если ему говорят «горячий», то он не должен трогать мяч. Кто ошибается и дотронется до мяча, получает штрафное очко и должен поймать мяч, стоя на одном или обоих коленях (по усмотрению водящего).

Будь внимательным

Цель игры: развивать фразовую речь.

Оборудование: различные игрушки: машины, куклы, кубики и т. п.

Возраст : 5–6 лет.

Ход игры: воспитатель вызывает одного ребенка и дает ему задание (например, взять мишку и посадить в машину). Воспитатель следит, чтобы дети сидели тихо, не подсказывали друг другу. Задания даются короткие и простые. Ребенок выполняет задание, а затем говорит, что он сделал.

Не ошибись

Цель игры: научиться ориентироваться в пространстве и развивать количественные представления.

Оборудование: мелкие игрушки.

Возраст : 3–4 года.

Ход игры: воспитатель садится за стол с детьми и просит каждого по очереди принести несколько игрушек из разложенных на другом столе: «Таня, принеси два гриба». Девочка идет, приносит два гриба и говорит, что она сделала. Если ребенок хорошо справился с поручением, дети в знак поощрения аплодируют ему, если неточно выполнил задание, дети указывают на ошибку и вместе с ним считают принесенные игрушки. Когда дети принесут все игрушки, они могут поиграть с ними.

Послушай и сделай

Цель игры: развивать понимание словесных инструкций и фразовую речь.

Оборудование: различные мелкие предметы и игрушки (фанты).

Возраст : 5–6 лет.

Ход игры: воспитатель называет несколько различных движений, не показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были названы, а затем самому перечислить последовательность проделанных упражнений. За правильное, точное выполнение задания ребенок поощряется: за каждое правильно выполненное действие – очко (фант). Набравший большее количество очков – победитель.

Вариант. Воспитатель дает одновременно двум-трем детям задания: «Петя, побегай», «Ваня, пойди в зал, открой там форточку», «Коля, подойди к буфету, возьми чашку и принеси Тане воды» и т. п. Остальные дети следят за правильностью выполнения. Неправильно выполнивший задание платит фант.

Хлопки

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: дети сидят по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. Воспитатель условливается с ними, что он будет считать до пяти, и, как только он произнесет число 5, все должны сделать хлопок. При произнесении других чисел хлопать не надо. Дети вместе с воспитателем громко считают по порядку, одновременно сближая ладони, но не хлопая ими.

Воспитатель 2–3 раза проводит игру правильно. Затем он начинает «ошибаться»: при произнесении числа 3 или какого-нибудь другого (но не 5) он быстро разводит и соединяет руки, как будто хочет сделать хлопок. Дети, которые повторили движения педагога и хлопнули в ладоши, делают шаг из круга и продолжают играть, стоя за кругом.

Лото

Цель игры: научить детей правильно соотносить название и изображение предмета.

Оборудование: любое детское лото («Играем и работаем», «Картинное лото», «Лото для самых маленьких»).

Цель игры: развивать количественные представления.

Ход игры: детям раздают большие карты, а маленькие берет педагог и называет последовательно каждую их них. Говорит четко, повторяет 2–3 раза. Ребенок, у которого находится называемый предмет, поднимает руку, говорит: «У меня...» и называет предмет. В более упрощенном виде эта игра проводится на картинках «Картинках малышам».

Дети получают по пять-шесть карточек этого лото и раскладывают их на своих картах (нужно взять два лото).

Педагог спрашивает: «У кого собака?». У кого окажется картинка с собакой, тот поднимает ее и называет.

Первые две-три игры педагог сидит перед детьми так, чтобы они видели его артикуляцию, но затем он садится за их спиной, и игра продолжается на слуховом внимании. Карточки, пропущенные ребятами, педагог откладывает в сторону. В дальнейшем ведущим можно выбрать ребенка.

Не прозевай!

Цель игры: накопить и уточнить слова, обозначающие предмет и действия предметов.

Возраст : 4–5 лет.

Ход игры: в начале игры водящим должен быть воспитатель, в дальнейшем, когда дети освоятся с игрой, водящим может быть ребенок.

Необходимо, чтобы у ребенка, который будет водить, был достаточный запас слов. Все дети стоят полукругом, водящий стоит к ним лицом. Он говорит: «Я буду перечислять: птица летит, самолет летит, бабочка летит, ворона летит и так далее, а вы каждый раз поднимайте руку. Но внимательно слушайте: я могу и ошибиться, например, сказать: кошка летит. Если я говорю правильно, надо поднять руку, если неправильно – тогда руки поднимать нельзя».

В конце игры воспитатель называет более внимательных. В начале игры воспитатель говорит медленно, останавливаясь после каждой фразы, давая детям подумать, правильно ли соотнесен предмет с его действием. В дальнейшем можно говорить быстро и в конце концов ввести еще одно усложнение: водящий сам каждый раз поднимает руку независимо от того, следует это сделать или нет.

Повтори слова

Цель игры: активировать словарь, развивать память.

Возраст : 5–6 лет.

Ход игры: ведущий называет пять-шесть слов, играющие должны повторить их в том же порядке.

Пропуск слова или перестановка считается проигрышем (нужно платить фант). В зависимости от речевых возможностей детей слова подбираются разной сложности. Победителем считается тот, кто потерял меньше фантов.

Дидактические задачи. Рассказать детям о роли слуха в жизни человека, о том, как человек охраняет слух и помогает тем, кто плохо слышит. Развивать слуховые восприятия, ввести в словарь детей новое слово «слух». Учить детей соотносить звук с предметом или частью его, узнавать по звуку о со­стоянии предмета.

Игровые действия. При­слушиваться к звукам, издаваемым разными предметами, и отгадывать их по звукам. Отмечать кружочком правильные ответы.

Правила игры . Сохранять тишину, чтобы хорошо услышать звук. Поднятием руки выражать желание сказать.

Тот, кто правильно узнал, полу­чает какой-либо значок: кружок, звездочку,цветнойбилетик и др.

Оборудование игры . Шир­ма, которая находится в некотором отдалении от детей. За нею пред­меты, издающие звуки: барабан, колокольчик, свисток, детская по­гремушка, книга, молоток, какой-ли­бо музыкальный инструмент (гар­мошка, музыкальная шкатулка и др.). Поднос со значками: кружоч­ки, звездочки - для тех, кто пра­вильно узнал предмет по звуку.

Ход игры

Воспитатель. Видеть, разли­чать предметы, вещи нам помогали глаза - зрение. А сейчас поиграем в игру «Узнай предмет по звуку». Вот ширма, за нею спрятались раз­ные предметы - вещи. Их мы и бу­дем узнавать по звукам. Должно быть тихо-тихо, чтобы лучше услы­шать звук и догадаться о предмете. Кто услышит звук, узнает, к какому предмету он относится, должен под­нять руку. У вас на столе лежат кружочки. Кто узнает предмет, один кружочек положит перед собой. Это означает, что он выиграл. У кого бу­дет больше кружочков, тот станет победителем.

После того как дети по звуку уз­нают предмет, воспитатель отмеча­ет, кто сказал правильно, и разре­шает взять кружочек или какой-ли-бо"значок (какой принят по догово­ренности).

Иногда для проверки и усложне­ния задачи воспитатель вызывает нескольких детей сказать ей тихо, чей звук они услышали. Или просит подтвердить правильность ответа и тем самым привлекает к активному участию всех. После того как опро­бованы на звук все предметы, какие были намечены, воспитатель спра­шивает, как же дети узнали, к ка­кому предмету относится звук. Что помогло им узнать? Дети обычно го­ворят, что они услышали звук. Не­которыеговорят:помоглоушко,

И. Воспитатель уточняет: «Помо­гает слух. Вы слушали, услышали и вам помогал слух. У нас помощни­ком было зрение, а теперь нашли нового помощника. Какого?» Дети. Слух.

Воспитатель. Какую же пользу приносит человеку слух, где, какие звуки он помогает услышать?

Сразу дети могут и не ответить на поставленный вопрос. Педагог наводящими вопросами помогает детям найти ответ. Какие звуки до­ма? Тиканье часов, звонок телефо­на, шипение пылесоса, звон посуды, звонок в дверь и др.

Звуки города: шум машин, звук трамвая, сигнальные звуки.

Звуки в природе: крики птиц, го­лоса животных, плеск ручья, волн, шуршание падающих листьев, рас­каты грома.

Примечание. Содержание игры довольно сложно, так как дети не видят предмета, о котором нужно сказать. Его заменяет звук. Игре следует придавать некоторую таин­ственность «открытия» чего-то ново­го, необычного для детей.